Вера Семенова
Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество.
Развитие речи детей с ОВЗ играет важнейшую роль в общем развитии личности. С помощью речи человек общается, выражает свои мысли и желания. К сожалению, у детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативная функция речи страдает во всех ее сторонах. Обучающиеся данной категории с трудностью могут спрограммировать речевое высказывание, а также подобрать средства для его выражения.
Публикация «Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Для развития связной речи детей с ОВЗ используются различные методы и приемы. В своей работе я использую:
- ответы на вопросы,
- использование мнемосхем,
- пересказ текста,
- придумывания окончания предложенного рассказа и т. д.
Для закрепления речевых навыков я также использую изобразительную деятельность как вид художественного творчества. После изучения той или иной лексической темы, ребята рисуют домашних животных
овощи, фрукты, посуду, мебель…
После изучения лексической темы «Человек. Наше тело», например, обучающиеся «превращают» свои ладошки в различные предметы.
Затем ребята рассказывают кого (что) нарисовали. Так у детей с ОВЗ закрепляется понятие о предмете, умение описывать его.
После прочтения художественного произведения обучающиеся не только пересказывают текст (например, В. Бианки «Купание медвежат», но и рисуют иллюстрацию к нему.
А потом рассказывают то, что нарисовали. Так получается двойной пересказ. Такой вид работы помогает развивать связную речь, развивает фантазию и воображение.
При придумывании обучающимися окончания предложенного педагогом рассказа, также большую роль играет рисунок. Дети пересказывают, например, начало текста о том, что ребята увидели покрытую снегом кормушку, очистили ее и насыпали туда корм для птиц. А затем придумывают, что было дальше и зарисовывают это на бумаге.
Затем снова рассказывают, что нарисовали. Так происходит закрепление речевых навыков.
Та же работа проводится и при пересказе текста (не обязательно художественное произведение, читаемого как педагогом, так и самими детьми. И тут важно учитывать еще один момент – если ребенок не может самостоятельно нарисовать тот или иной предмет, я показываю поэтапный рисунок на доске, а обучающиеся повторяют за мной. Если же и эта работа вызывает затруднения, я предлагаю ребятам трафареты, с помощью которых они смогут выполнить задание.
Такой вид работы не только помогает сделать рисунок, но и вселяет в каждого ученика уверенность в свои силы, желание учиться, развивает мелкую моторику, художественные способности, ну и, конечно, речь.