Ирина Деменёва
Развитие речи детей 3–4 лет на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Развитием речи нужно заниматься постоянно, но для этого совсем не
обязательно усаживать малыша за стол и специально отводить время для
занятий.
Ведь прогулки на свежем воздухе - это не только важный режимный
момент, полезный для здоровья, но и возможность найти огромное
количество материала для развития речи ребенка. При этом не нужно
Публикация «Развитие речи детей 3–4 лет на прогулке» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
выполнять никаких сложных манипуляций, достаточно просто поддерживать
любознательность малыша.
Речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный
запас малыша, возникают на прогулке совершенно естественно, по мере
того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.
Все что окружает ребенка – дома, деревья, машины, детские площадки,
вывески магазинов, погода и т. д. — это отличный материал для развития
речи.
Кроме речевого развития, ребенок на улице накапливает зрительные
образы, которые вы поможете ему обозначить словами. И чем раньше вы
начинаете говорить с ребенком, обсуждать с ним вещи или предметы, тем
лучше развивается речь.
Если вы вышли на прогулку, идете в магазин или в гости, значит у вас
появилось время позаниматься с ребенком. Многие мамы выходят на улицу и
сразу прилипают к мобильному телефону. Откажитесь от этой практики или
хотя бы перед тем, как достать телефон, поговорите с ребенком о тех или
иных явлениях или процессах, которые может наблюдать малыш. Не
думайте, что ребенок вас не понимает, или вы говорите сложными словами.
На самом деле, ребенок накапливает словарный запас, и вы скоро сможете
увидеть, как ребенок оперирует теми, казалось бы, сложными словами,
которыми вы рассказываете малышу об окружающем мире.
О чем разговаривать с ребенком на прогулке?
О чем следует говорить для развития речи ребенка? Первое, с чего
стоит начать построение разговора – это погода. Опишите сегодняшний день:
яркое солнышко, красивые, а может быть необычные, тучи. Говорите с
ребенком яркими интонациями, все это кроха запомнит. Ведь нет плохой
погоды, всегда можно найти что-то прекрасное, интересное и любопытное.
Продолжать можно о том, какая была погода вчера. Если утром был
дождик, рассмотрите и обсудите лужицы. Можно описывать лужи, камешки,
которые встречаем, разные тротуарные дорожки, кладку этих дорожек,
прямые и кривые линии на тротуаре и т. д. Чем ярче и красочнее вы
обрисуете окружающий мир с использованием синонимов, антонимов, тем
разнообразнее будет мир ребенка. И тем больше слов он сможет
использовать в своей лексике.
Развиваем речь, рассматривая цветы на прогулке
На улице стоит обращать внимание малыша не только на погоду, но и
на растения и время года. Опишите процессы, которые происходят в разный
сезон. Самый разнообразный период – это весна и лето. В этот период все
преображается: зеленеют кусты и деревья, расцветает множество цветов. И
чтобы ребенок видел мир красочно, и мог его описывать, обращайте
внимание на растения. Поиграйте с ребенком, кто найдет цветок желтого,
голубого или красного цвета. Научите ребенка любоваться цветами, а не
просто срывать их. Рассмотрите лепестки цветка, расскажите, из чего он
состоит. Если знаете название цветка, назовите его ребенку.
Развиваем речь ребенка на прогулке возле проезжей части
Практически не получается гулять с ребенком так, чтобы не проходить
возле дороги или не пересекать ее. Однако возле дороги для малыша очень
много всего интересного и, в то же время, опасного. С раннего возраста
учите ребенка правильно переходить дорогу. Расскажите, как передвигаются
по дороге машины, рассмотрите, какого они бывают вида, какие выполняют
задачи. Из своего опыта помню, как мой младший сын очень любил трактора,
и каждый раз, когда мы отправлялись на прогулку, он пытался найти хотя бы
один. Многие дети обращают внимание на спецтехнику. Наверное, к
легковым автомобилям привыкаешь быстро, они повсюду, а спецтехника
имеет крупные габаритные размеры и часто издает громкие звуки.
Приготовьтесь пояснить малышу, для чего она нужна и куда направляется.
Можно играть в игру, кто быстрее найдет машину определенного
цвета, позже марку. Также можно считать количество определенного
транспорта.
Развитие речи ребенка на детской игровой площадке
Дети обожают игровые площадки и могут там проводить много
времени. Почему бы вам не провести занятие именно там. Во-первых, вы
можете потрогать на ощупь разные материалы, из чего выполнена площадка
– дерево, пластик, метал. Во-вторых, материалы и поверхности отличаются
по своим ощущениям: можно находить гладкие, шершавые. В-третьих,
перечислять цвета, каких красок больше всего на площадке. На площадке
можно находить разные геометрические формы: круги, квадраты, овалы и
т. д. На площадках обязательно вы найдете и песочницу.
Советую поиграть в песочнице с малышом в такие игры:
1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и
круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.).
2. Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
3. «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои
следы.
4. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами
ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
5. «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки
поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными,
большими и, наконец, мизинчиками).
6. «Поиграть» на поверхности песка как на пианино или клавиатуре
компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук,
совершая мягкие движения вверх-вниз.
Развитие речи ребенка, наблюдая за птицами и животными.
В современном городе довольно сложно встретить животных. А вот
птиц предостаточно. Дети, как правило, любят наблюдать за ними. На кустах
и деревьях можно встретить воробьев и синичек. В парках и на площадках —
голубей. Рассмотрите птичку, которую вы встретите, опишите ее внешний
вид, окрас, размеры и поведение. Во многих парках можно покормить
голубей. Возьмите с собой немного зерна или хлеба. Дети могут наблюдать
за повадками птиц. Обсудите с ребенком голубя, можно даже попробовать
придумать ему имя. Если в городе невозможно встретить животных, то вам
обязательно следует отправиться в зоопарк. Там вы найдете очень много
животных и информацию для рассуждения с ребенком. Но самое главное в
ваших прогулках и занятиях по развитию речи – это яркие впечатления и
положительные эмоции. Ведь именно они являются главными побудителями
ребенка к речи. После увлекательной прогулки ребенок наверняка захочет
поделиться своими впечатлениями и с другими членами семьи. Слушайте
малыша, общайтесь с ним, и постепенно ваш монолог перейдет в диалог. И
вы еще не раз улыбнетесь выражениям, которые вы говорили раньше, теперь
произнес нные вашим крохой.
Впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения,
которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе
общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается
характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира. Речь
дает возможность не только понимать, но и узнавать новое, сочинять новое -
выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием
окружающего мира.
Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить опорой для
импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша
наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что яркое
впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств
побуждения ребенка к речи.
Таким образом, правильно организованная прогулка, способствует не
только укреплению здоровья и развитию двигательной активности ребенка,
но и является самым действенным средством развития речи ребенка.