наталья глухова
Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Развивая речь - мы вступаем на путь познания
Развивая мысль - мы приближаемся к знанию
А. П. Кондарев
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
Публикация «Развитие речи детей 4–5 лет, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное
выражение своих мыслей);
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,
которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь
(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и
уместное употребление слов) .
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем старше становится ребнок, тем большее влияние на его
речевое
развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,
некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.
Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребнка
внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого
поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создат
ребнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать
мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении
предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать
грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут»
вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги иродители должны исправлять
подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления
слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребнка
обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень
культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые
формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей
грамматически правильной речи.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти
годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,
разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с
монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев
это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для
передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребнку один и тот
же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребнок сразу же заметит
разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям,
обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать
интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для
этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,
умение внимательно слушать произведения художественной литературы,
сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия
не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и
педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте
совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте
стихи –это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и
значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в
прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только
интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,
лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,
стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. –подарят радость
от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач
развития речи.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни –освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить
назначение предмета, функциональные («мяч –это игрушка, в него
играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным
(антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и
явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением –мебель, одежда, обувь и т. п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование.
Речь детей становится более связной и последовательной;
совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. В речи детей пятого года жизни встречаются следующие
нарушения:-не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;-
у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:-
имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде ичисле, употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой
предложения и части высказывания.
ПОМНИТЕ!
-Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт
речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей,
т. е. овладение речью находится в
прямой зависимости от окружающей
ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал
правильную, грамотную речь.
-Важной стороной речевого развития является правильное
произношение звуков. Ошибки в произношении -основа многих школьных
трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно
вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
-Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если
это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки
исчезнутсами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной
речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время
совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для
человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите
ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в
парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте
окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от
ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,
объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,
выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь
малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
-Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с
ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
-Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и
читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только
приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные
качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и
забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях
сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет
знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые
шаги в овладении монологической речью
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского
писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не
поучения, а примеры!». Поэтому родитель всегда должен помнить, что
лучшее учение –это пример, а правильная грамотная речь -результат общения взрослого с ребенком.