Светлана Попова
Развитие продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий творчеством для умственного развития детей с ЗПР. Важную роль в развитии творческих способностей играет продуктивная деятельность, т. к. наряду с игровой, она является ведущей. Дети отдают предпочтение продуктивной деятельности благодаря своей доступности, наглядности, приближенности к игре.
Публикация «Развитие продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие творческих способностей зависит от богатства опыта ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, тем продуктивнее его развитие. Именно с накопления опыта начинается любое развитие. Детям демонстрируют процесс рисования, лепки, привлекая их внимание к полученному результату, к совместным действиям.
В работе с детьми с ЗПР используют такие техники, которые создадут ситуацию успеха, позволят преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Пластилинография – дети отщипывают небольшие кусочки пластилина, скатывают из них маленькие шарики и выкладывают по контуру рисунка.
При непосредственном контакте пальцев рук с тестом дети познают его свойства: вязкость, мягкость, пластичность. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи.
Работая с тестом, дети усваивают способы передачи основных признаков предмета, формы и величины. Рисование обеспечивает свободу действий. Формирование творческих способностей происходит посредством использования нетрадиционных техник рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Например: рисование по кафельной плитке. Ребенок наносит разноцветные мазки акварельными красками, что не устраивает, стирает мокрой салфеткой. Благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса тела, рук.
Важно отметить, что увлекательность процесса для детей с ЗПР гораздо важнее конечного результата. Рисование печатками из картошки позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Так можно закрепить знания геометрических фигур.
Техника тампонирования – позволяет передать образ чего-то пушистого – облако, воздушный шарик.
Игра в кляксы увлекает, сосредотачивает ребенка, вырабатывает усидчивость. На творческих занятиях у детей закрепляются названия форм, цветов, ориентировка на листе бумаги – все это положительно влияет на формирование фразовой речи.
Рисование ватными палочками помогает развивать умение ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины. Интересно рисовать резиновой зубной щеткой (куст зеленый). Рисование ладошкой можно использовать для коллективной работы. Этот способ очень нравится детям. («Солнышко лучистое»)
Развивать творчество помогают разные материалы. Цветная манка и т. д.
Аппликация предполагает изображение предметов, сюжетных композиций. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений – геометрические фигуры, пространственное положение (слева, справа, в центре и величин – больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или изображении предмета по частям. Для аппликации используют различные материалы, что развивает чувства цвета, гармонии, объема. Аппликация из ватных дисков «одуванчики» и т. д.
Данные техники не утомляют, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведенного на выполнения задания.
Таким образом – использование нетрадиционных техник последовательно и планомерно позволяют развивать творческие способности воспитанников.