Людмила Сазонова
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие человеческого общества. «Ни искусство, ни мудрость, – утверждал Демокрит, - не могут быть достигнуты, если им не учиться».
В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимают ведущее место.
Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Публикация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Теоретическим фундаментом сложившейся системы работы по развитию речи в отечественной дошкольной педагогике является представление о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздёв, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин).
В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребёнка в социальном и интеллектуальном развитии.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Возникновению любви к родному языку помогает созданный нами во второй младшей группе «Теремок» - «Книжный уголок», где дети могут полистать книги «Русский язык», «Азбуку», составить рассказ по схемам, придумать алгоритм сказки, рассмотреть серии предметных и сюжетных картинок. Дети сами сочиняют сказки, рассматривают свои семейные альбомы и рассказывают по фотографиям о своих любимых родных.
Наш детский сад на протяжении нескольких лет работает по программе «Детство» (авторы Логинова В. И., Бабаева Т. И.). Программа с разных сторон ориентирует воспитателей на развитие детского творчества. Для речевого творчества в нашей группе используются большие фланелеграфы, доски творчества для растягивания резиночек. Используя их, дети выкладывают целые сюжетные картины, сказки, ситуации. На доске с гвоздиками можно растянуть из разноцветных резиночек разные геометрические фигуры, а потом узнать в этом произведении какой-то силуэт или предмет. А уникальным средством развития речевого творчества у детей является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии и речи детей.
Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной деятельности незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности мы используем игры– имитации с последующим усложнением действий:
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц.
- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций.
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь, храбрый петушок).
- Игра-имитация под музыку («Весёлый дождик», «Хоровод вокруг ёлочки»).
- Игра-имитация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Заинька попляши»).
- Игра-имитация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (К. Ушинский «Петушок с семьёй», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя», «Заюшкина избушка»).
- Инсценировка фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
- Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибком», К. Чуковский «Цыплёнок»).
Для того чтобы работа по речевому развитию проходила наиболее эффективно, необходимо организовать предметно-развивающую речевую среду, так как язык не существует отдельно от неё. Без образов предметов, действий и явлений не может формироваться язык у человека. В нашей группе создан «Уголок театрализованной деятельности», где ребёнок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игр-драматизаций и режиссёрских игр, где всегда есть возможность развивать свою фантазию, речь, её интонацию, выразительность.
Для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности мы используем различные образы героев-кукол, что способствует развитию мелкой моторики пальцев, умению выразительно манипулировать персонажами, подражать их голосу, интонации, вести диалог. Работы физиолога В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Исследования сотрудника Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре головного мозга. Развитие тонких движений рук предшествует появлению артикуляции слогов, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие. Если у ребёнка напряжённые движения, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то этот ребёнок ещё не говорит. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи добиться не удастся.
Таким образом, в процессе речевого развития посредством театрализованной деятельности активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интоннационная сторона речи, темп, выразительность речи. А упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. При обучении детей средствам речевой выразительности мы используем знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры позволяют детям с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Литература
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Метод. рекомендации. М. ,2009.
Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет. Метод. рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М. ,2007.
Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. ,2007.
Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - 2-е изд., стереотип. - М. :Издательский центр "Академия", 1999.
Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб. :Детство - пресс, 2005.
Цвырнарный В. В. Играем пальчиками - развиваем речь. - М. :ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.
Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Мозаика - Синтез, 2007.