Людмила Александрова
Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с ОHP в процессе продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование навыков и умений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проводимое в начале учебного года, выявляет отставание данной категории детей от нормально развивающихся сверстников по многим показателям, в том числе и по развитию тонкой моторики пальцев рук. Наиболее ярко это проявляется в процессе изучения и развития их продуктивной деятельности - конструирования и аппликации, рисования и лепки. По мнению М. М. Кольцовой, систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Публикация «Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с ОHP в процессе продуктивной деятельности» размещена в разделах
Работа по развитию тонкой моторики рук у детей 3-4 лет, имеющих отклонения в развитии, начинается с обучения тому, как правильно держать в руках карандаш и кисть, брать в руки пластилин и разделять его на части, дети учатся пользоваться другими материалами и инструментами.
Постепенно малыш должен научиться выполнять разные действия одной рукой независимо от другой.
Научные исследования и практический опыт свидетельствуют о том, что дети с ОНР нуждаются в специальной помощи, неоднократном повторении действий, инструкций, более частом стимулировании похвалой в процессе деятельности.
Работа по развитию тонкой моторики организуется как в форме занятий и совместной деятельности педагога с детьми, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.
На занятиях используются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Удобно использовать при этом специально составленную картотеку разнообразных подобранных и разработанных «пальчиковых» игр.
Сначала целесообразно использовать упражнения без речевого сопровождения (например, «пальчики здороваются», постепенно дети узнают названия пальцев и используют их в процессе выполнения заданий. Затем педагоги знакомят детей с известными народными «пальчиковыми» играми и предлагают детям выполнять их в течение 4-5 минут в контексте каждого занятия подготовительного периода.
Весьма интересными и полезными для детей являются занятия по лепке с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, полосками, тонкими короткими палочками (спичками). Для ребенка с ОНР этот вид деятельности представляет собой кропотливый труд, в результате которого развивается внимание, совершенствуются возможности согласованной работы глаз и рук, улучшается координация и точность движений.
Важно использовать в процессе организации продуктивной деятельности (конструирования, аппликации, рисования) с детьми разнообразные виды бумаги - универсальный и доступный материал для ребенка. На занятиях с применением мозаичной аппликации используют сначала несложные рисунки, которые выкладывают разными геометрическими формами: треугольниками, квадратами, кругами. В занятия по аппликации включают приемы обрывания бумаги, с помощью которых могут создаваться сначала простейшие (например, «падающий снег», затем все более сложные образы и сложные сюжетные картины («цыпленок», «на птичьем дворе» и др)
Особое место в плане развития тонкой моторики рук занимает прием обведения предметов или фигур по трафарету с использованием графитных и цветных карандашей, штриховка контурных изображений. В ходе работы используются трафареты предметов (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные, связанных с изучаемыми детьми темами на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Одновременно трафареты должны постепенно усложняться по силуэту. Для штриховки
используются материалы книг для раскрашивания или специально под-готовленные контурные изображения предметов. Формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы развивают глазомер и точность движений кисти.
По мере освоения детьми различных видов движений пальцев рук полученные навыки используются с различными методическими целями на коррекционно-развивающих занятиях. К примеру, рисование рыб (в воздухе и на бумаге) может быть использовано при закреплении соответствующего лексического материала занятий по ознакомлению с окружающим.
Выполнение пальцами последовательных «прижимающих» движений к поверхности стола может быть использовано для выяснения слоговой структуры предложенных педагогом слов (количества слогов) на занятиях по развитию речи.
Многолетний практический опыт развития тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР показывает, что наиболее эффективными являются следующие приемы и задания:
- массаж отдельных пальцев рук и кисти;
- разминание пальцами глины или пластилина;
- многократное прокатывание каждым пальцем шариков, мелких бусинок по поверхности стола;
- выполнение самомассажа посредством «раскатывания» круговыми движениями фасоли, гороха, гречневой крупы между ладонями;
- выполнение имитационных движений («ходьба по столу») двумя пальцами руки (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным, при этом дети отображают различные способы передвижения «пешком» — «крадучись», «бегом», «на коленках» и т. п. ;
- постукивание пальцами (одновременно и поочередно) обеих рук по столу («барабан»);
- махи в воздухе только пальцами;
- хлопки в ладоши разной громкости (тихо и громко) в разном темпе;
- завязывание и развязывание узлов на толстой веревке или шнурке;
- нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинок на нитку;
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков;
- закручивание и раскручивание крышек, шурупов, гаек;
- рисование в воздухе различных фигур всей рукой и одной только кистью руки (правой и левой);
- сминание пальцами поролоновых игрушек, губок;
- выполнение действий рисования (линий, геометрических фигур, предметов, раскрашивания, штрихования;
- рисование цветными мелками, карандашами, акварелью, ручкой;
- вырезание различных фигур ножницами;
- прокатывание между ладонями и выпрямленными пальцами двух шариков (или двух грецких орехов, перекатывание этих предметов пальцами одной руки с выполнением вращения в одну и другую сторону.
- работа с различными видами конструкторов и мозаики, кубиков.
При использовании этих и других коррекционных приемов следует учитывать различные возможности двигательного развития детей в целом и движений кистей и пальцев рук, в частности. В связи с этим при планировании занятий выбор приемов осуществляется дифференцированно и индивидуализировано.
Таким образом, основной задачей взрослых, развивающих тонкую моторику ребенка, является оказание помощи малышу в овладении пол-ноценными способами движений кистей рук и пальцев. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности в достижении успеха в направлении развития речевой и в целом познавательной деятельности ребенка с нарушением развития.
Литература
Дедюхин Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М. : Изд. центр «Техинформ» МАИ, 1997. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М., 1979.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). -М, 1997.
Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М. : Эксмо-Пресс, 2001.