Ольга Столяренко
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Образность природы помогает ребёнку испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в продуктивной деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности» размещена в разделах
Каждый дошкольник - .маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности, является художественное творчество.
Включение коллектива нашего детского сада в системный муниципальный эксперимент по теме «Развитие творческих способностей ребёнка в процессе использования нетрадиционных художественных техник в образовательном процессе», которым руководит Коротких Ольга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики Елецкого государственного университета, позволили нам более углубленно проводить работу по данному направлению, комбинированно решая задачи экологического воспитания и развития художественного творчества детей.
Исходя из интересов детей, наибольшее внимание в своей деятельности мы уделяем развитию творческих способностей детей через работу с бумагой.
Знакомим детей с различными техниками работы с бумагой: обрывная и объёмная вырезная аппликация, создание различных объёмов, используя технику «бумагокручения», «бумагопластики», что позволяет выполнить выразительные, своеобразные, яркие поделки. Сам процесс работы с бумагой доставляет детям огромное наслаждение, а кроме того, красота готовой работы вызывает у них радость от полученного конечного результата.
При планировании работы с детьми по работе с бумагой мы решали следующие задачи;
- формировать умение работать с бумагой;
- развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту и наслаждаться ею;
- расширять представления детей о разнообразии животного и растительного мира;
- воспитывать у детей внимание, уверенность в своих силах и способностях;
- развивать творчество, инициативу, самостоятельность;
Знакомство детей с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животными и растительным миром всегда встречает у детей положительный отклик. В своих работах дети изображали родную природу в разные сезоны, в разную погоду. Это работы, выполненные в технике «обрывания бумаги» (Белый снег пушистый», «Тучка по небу бежала», бумажная мозаика («Листопад», «Живые облака») и др. Сами дети в редких случаях могут заметить и оценить красоту окружающего мира, поэтому задача педагога при наблюдении за явлениями природы обращать внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного лучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только – только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов.
Наблюдая за растениями, мы не только закрепляли знания детей об их характерных внешних особенностях, но и формировали у детей способности образного мышления, сравнивая цветочную поляну с русской цветастой шалью, одуванчики – с солнечными зайчиками, незабудки – с лоскутками неба, упавшими на землю. Дети выразили свои впечатления в работах «Неба синие кусочки» (квиллинг, «Одуванчик, одуванчик носит жёлтый сарафанчик!» (бумагопластика) и др.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость от того, что им удалось изобразить, важно организовать наблюдение за животными. Поэтому для уточнения образа мы использовали игрушечных животных. При выполнении творческих работ необходимо обратить внимание детей на возможность вариантов образного решения изображения животного. Так при выполнении работы по теме «Пёс Барбос» использовали технику торцевания, а создание работы «Бяшки-барашки» больше подошли техники бумагокручения и сминания в комочки.
Использование в процессе экологического воспитания нетрадиционных художественных техник позволило повысить интерес детей к природе, вызвать желание отражать её явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности образовательной работы с дошкольниками.