Татьяна Петрова
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Математика для них – учёба, математика для них – труд, математика для них – серьёзная форма воспитания. Математика для детей дошкольного возраста способ познания окружающего. Занимаясь математикой, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения. Важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских учреждениях имеет формирование у детей познавательной активности.
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребёнка, так и модели изучаемого материала. Математические развлечения : задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование, они вызывают не только интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.
Дидактические и математические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение, память, вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди и т. д.) и способ её подачи. Любая дидактическая игра решает определённую задачу, направленную на совершенствование математических представлений детей.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает и гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода. Постигается путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур даёт возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, форма, толщина, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства. Например, дети, пользуясь блоками, выделяют красные, некруглые; тонкие, неквадратные и. т. д. Они познают знаки – символы, обозначающие цвет, толщину, размер. С использованием блоков проводятся разнообразные игры: «Какая фигура следующая?», «Раздадим игрушки», «Кто в домике живёт?», «Украсим дерево», а также игры с одним, двумя обручами и др.
Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а интерес к математике проявляется довольно рано. Кругозор складывается из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получить самому путём проб и ошибок.
Затем ребёнок усваивает то, о чём рассказывают, читают. Сам строит догадки, фантазирует. У него начинают складываться представления о предметах, их назначении и свойствах. Величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с ними: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, сопоставить, измерить.
Дидактические игры и упражнения стимулируют общение, т. к. в ходе проведения таких игр отношения между детьми, ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом начинают носить более эмоциональный и непринуждённый темперамент. Добровольное и свободное включение ребё нка в игру: не навязывание игры, а вовлечение в неё детей. Детям необходимо неплохо осознавать смысл и содержание игры: её правила, идею любой игровой роли. Смысл игровых действий обязан совпадать со смыслом и содержанием поведения в настоящих случаях с тем, чтоб основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
При обучении математике основное усилие и педагогов, и родителей направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность и интерес к самому процессу познания математики, помочь ребёнку преодолевать трудности, страх ошибиться, находить самостоятельный путь решения познавательных задач, стимулируя его желание достигнуть поставленной цели.
На успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В том числе рациональное сохранение лучших традиций дошкольной дидактики, применяя инновационные подходы, согласовывая своё влияние на ребёнка, взрослые организуют математическое образование в детском саду и семье.