Ирина Лесникова
Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ – технологии.
(из опыта работы воспитателя I – категории Лесниковой И. Ю.)
В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Одним из результативных способов достижения этого является метод ТРИЗ – технологии. Автор ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - Г. С. Альтшуллер. Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии, (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В своей работе я уделяю большое внимание именно этой ТРИЗ – технологии, которая формирует познавательно-речевую активность. А в дальнейшем, будет являться гарантией успешного школьного обучения.
Так как дети ко мне пришли в среднем возрасте, работу пришлось начинать с азов.
В этом учебном году была оборудована развивающая среда «Познавайкин мир».
В группе есть макет «Мухомор», на котором постепенно появлялись имена признаков, всего их 17. Дети учились правильно ставить вопрос и описывать объект с их помощью.
Познакомились с анализаторами, благодаря которым мы можем видеть, слышать, ощущать, определять вкус, чувствовать запах этого объекта.
Обогащение среды специальными наглядными пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, идет постоянно. С помощью администрации ДОУ приобрели дидактические развивающие игры и пособия, пополнили необходимыми картинками материалы для занятий. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности. В наличии имеются мультимедийные игровые пособия «Чико и Вселенная», «Играем с признаками», «Как Незнайка самым знающим стал».
Активно в своей работе с детьми применяю игры с элементами ТРИЗ (например «Теремок», «Хорошо – плохо», «Пространственная «да – нет ка», «Четвертый лишний», «Чем был – чем стал?» и другие)
Освоили дети игру «Круги Луллия», с помощью которых формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Её можно применять по всем разделам программы: окружающий мир, развитие речи, математика и т. д. В группе имеется картотека этих игр.
Проводя НОД (занятия, мы познакомились с методом «волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.
Методом составления «морфологической таблицы» - занятие «Снеговики», мы учились описывать снеговика и придумывали историю о нем. В свободной деятельности мы снеговиков рисовали и раскрашивали. В результате получилась целая книжка.
Разбирали объект по методу «системный оператор» - занятие «Колобок». Системный оператор знакомит с моделью анализа объектов «девятиэкранник» или «Волшебный телевизор» - рассматривание объектов и его частей, функций объекта, временных и пространственных связей объекта со средой.
Упражнялись в составлении загадок – описаний, составляли загадки с опорой на схемы. Тем самым обогатили свой словарь синонимами, антонимами, метафорами.
На математике такие упражнения как «Дорисуй картинку» развивают системное мышление.
Мы перечитали и систематизировали сказки. Учимся анализировать их.
Затем приступаем к сочинению сказок. Сначала мы только изменяли окончание сказок, на счастливый конец «Колобок». Далее меняли героя сказки, например репку на морковку в сказке «Репка». В сказке «Три медведя» мы познакомились с волшебными предметами, с помощью которых придумывали интересный конец сказки.
А потом уже сочинили по схеме свою сказку «В стране Котландии». Сказки записывали, рисовали, разыгрывали.
Знакомимся с волшебниками, которые обычно помогают героям сказки. Например, когда девочка убегала от медведей волшебник «Наоборот» превратил медведей в добрых. А волшебник «Увеличения – уменьшения» превратил медведей в маленьких, а кто – то захотел, чтобы девочку в огромную.
Особое внимание мы уделяем заучиванию стихотворений по опорным схемам, т. к. овладение приемами работы по схемам сокращает время запоминания. Так мы учили стихотворение Е. Трутневой «Елка».
Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС. В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.
Но положительных результатов в работе со всеми детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей.
Поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.