Любовь Дубровская
Мастер-класс «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему :
«Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ»
Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.
Уважаемые коллеги и члены комиссии!
Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему :
«Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ»
Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Прежде чем начать мастер- класс, мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Ростовщик предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой девушки?
Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.
Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач, созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Как же ввести элементы ТРИЗ в работу с детьми дошкольного возраста? Наверняка многие из вас не раз применяли и применяют некоторые элементы ТРИЗ : это игра «Хорошо-плохо», «Да – нет», приёмы фантазирования и другое. Сегодня хочу познакомить вас еще с некоторыми методами ТРИЗ, для более полного представления я предлагаю вам поиграть.
1. Метод фокальных объектов.
Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов, позволяющий ставить следующие задачи:
1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид объекта.
2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.
Например, «медведя» рассматриваем в фокусе «стола, ножа».
Медведь – коричневый, лохматый, косолапый, живой, мягкий, добрый. Приписываем эти определения ножу, столу.
Этот метод позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого потребления, различных сувениров, игр и т. д.
2. Игра "Маша-Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.
Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.
Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить участников оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.
Ход игры: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
3. Игра «Теремок»
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого участника - один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры: каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из участников хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты. И в заключение мастер-класса, я хотела бы узнать, был ли он интересным, новым, полезным. Если вам мастер – класс вам понравился, поднимите, если осталось что –то непонятным, то, если вам совсем ничего не понятно, то).
Я рада, что вы посетили данное мероприятие.
Спасибо за внимание и за участие!