Светлана Буравлёва
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения мастер-класса:
1. Представление технологии.
2. Проведение имитационной игры.
3. Совместное моделирование.
4. Рефлексия.
Эпиграфом к нашему сотрудничеству будут слова К. Д. Ушинского:
«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения»
Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Не стало исключением и наше дошкольное учреждение, коллектив которого находится в постоянном поиске нового содержания образовательного процесса, и интенсивно внедряет в работу современные педагогические технологии. Особенно эффективными в работе с дошкольниками является игровая технология, которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Познавательное развитие. Образовательные технологии
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности -развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
На практике мы убедились, что игровая технология как раз таки и позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а средством развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно-образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Компонентами игровой технологии, используемых нами в практической деятельности с воспитанниками являются:
Игровой сюжет.
Игровые и проблемные ситуации.
Игры- путешествия.
Дидактические игры.
Игры- экспериментирования.
Игры на развитие психических процессов.
Игры-фантазии.
Игры-придумки.
Важной особенностью игровой технологии, которую воспитатель использует в своей работе, является то, что выше названные компоненты проникают во все виды деятельности детей : таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.
Уважаемые коллеги, сейчас я на практике покажу использование некоторых компонентов игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Рефлексия «Дерево ожидания»
Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли на нашу сегодняшнюю встречу? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце мастер-класса? Расскажите о ваших личных ожиданиях. Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей с вами встречи.
В основе мастер-класса лежит реализация образовательной области «Познавательное развитие», тема «Зима» с использованием компонентов игровой технологии. Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами игрового познавательного занятия :
I этап. Организационный момент, где используются разнообразные методические приемы, с целью настроить детей на совместную работу.
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.
III этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях через основные виды детской деятельности.
I V этап. Рефлексия. Подведение итогов.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство.
Приветствие:
Доброе утро! Улыбнись скорее – пружинки
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щечки! – движения по тексту
Будем мы красивые, как в саду цветочки! пружинки
Разотрем ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем дружнее, дружнее…
Ушки тоже мы потрём – и здоровье сбережём!
Улыбнёмся снова – будем все здоровы! Пружинки
Проблемная ситуация «Что нам нравится зимой?», в основе которой лежит единая сюжетная линия или содержание, объединяющее всё занятие. Т. е. ставлю детей перед необходимостью решения какой-либо проблемы: помочь кому-нибудь, сделать что-либо, отгадать загадку.
Вот и наше занятие мы начнем с загадки:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Кто же эта царица и её кони?
Ответ: Это зима и зимние месяцы.
Подойдите к своим рабочим местам. У каждого из вас есть зашифрованное письмо. По первым звукам названий нарисованных на картинках изображений, надо составить слово и записать на своих подносах с манной крупой.
У каждого участника карточка с нарисованными на ней картинками: Зонт, Индюк, Мальчик, Апельсин.
Участники пишут слово «зима» на подносах с манкой.
А чем зима отличается от других времен года? По каким особым приметам мы узнаем, что наступила зима? (Ответы). А что вам нравится зимой? (Подхватить ответ – играть в снежки)
А вы умеете лепить снежки?
Изображают руками лепку снежков, приговаривая:
Лепим, лепим мы снежок – раз бочок и два бочок –
Получился колобок!
А у меня есть вот такой волшебный снежок (показывает, давайте с ним поиграем. Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам «снежок», договорит несказанное мною слово.
Игровая ситуация «Закончи предложение»
Зимой метель (метёт).
Ветер в трубах (завывает).
Снежинки (падают, летят, кружатся).
В лесу голодный волк (воет).
Мороз щеки и нос (щиплет).
Зимой вода в реке (замерзает).
Иней на ветках деревьев (блестит).
Зимой снег всё вокруг (накрывает).
Под снегом травка зимой (греется).
Из чего состоит снежок (из снега).
А снег - это множество маленьких снежинок. Они летают и кружатся в своём волшебном, зимнем вальсе. У нас на столах лежат (перечислить). С помощью этих предметов мы можем вырезать из бумаги снежинки. Но, сначала, чтобы наши пальчики были ловкими, умелыми и подвижными, мы сделаем пальчиковую зарядку.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку
ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки
люблю.
Но где е снежинки? В ладошке
вода.
Куда же исчезли снежинки?
Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-
лучи…
Как видно, ладошки мои
горячи. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Ритмичные удары правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.
На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.
Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
На фоне музыки участники вырезают из бумаги снежинки, раскладывают их на столе.
Снежинки покрыли белоснежным ковром землю, окутали пушистыми шалями деревья. Лес словно спит волшебным сном под снежным одеялом. А что же делают лесные жители?
Давайте вместе пофантазируем и при помощи различных предметов воспроизведем звуки «зимнего леса». (На столах разложены муз. инструменты и предметы для озвучивания сказки). Давайте с вами поиграем в сказку зимнего леса.
Проводится игра «Сказка-шумелка»
Сказка –шумелка «Зима в лесу»(музыкотерапия)
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму (бегать пальцами по барабану)
А белочки прыгали по веткам, собирали шишки (кастаньеты)
И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону)
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику)
Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой)
У всех было много еды: белки грызли орешки (удары деревянными ложками)
Мыши грызли зернышки (проводить палочкой по рубелю)
В лесу шумел холодный зимний ветер (дуть в бутылку).
Но и белочкам и мышкам было тепло в своих домиках.
Вот мы и побывали в зимнем лесу. А ещё, когда на улице сильный мороз, можно поиграть и дома, и даже, понарошку, слепить снеговика. Хотите я вас научу?
Игра с музыкой «Снег руками нагребая…»
Сегодня мы с вами побывали в зимнем лесу, на моих картинках тоже изображен лес, но мой пейзаж не закончен. Вы можете взять свои снежинки, а также другие материалы, и по-своему украсить и преобразить наш лес, чтобы он стал по-настоящему волшебным.
Игра «Незавершенные композиции»
Вот и подошел к завершению наш мастер-класс, сколько удивительного и интересного мы узнали о прекрасном и волшебном времени года.
Итог рефлексии «Дерево ожидания»
Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе мастер-класса.
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.