Анастасия Черепухина
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский: |
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. |
Публикация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Я считаю, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха.
В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире, для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств.
В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Моя педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей, а так же степени участия воспитателя и родителей.
Достоинства метода проектов заключаются в следующем:
1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.
2. Метод проектов дает четкий алгоритм действий.
3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перезагрузки.
4. Метод проектов также актуален в свете задач модернизации образования, направленных на развитие способностей, мышления, формирование практических навыков; использование различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни; развитие вариативных образовательных программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
5. Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно
перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога, детей родителей.
Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и дошкольного учреждения. Одна из основных задач работы образовательной организации – повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства.
Современные родители, к сожалению, очень занятые и часто не имеют навыков педагогического взаимодействия со своим ребенком. Детский сад может и обязан помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, развивать позицию ответственного «родительства», активного, инициативного отношения к воспитательной и образовательной деятельности, направленной на саморазвитие себя как родителя. Привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, избежав при этом организованности и скучных шаблонов – одна из педагогических задач, которую я перед собой поставила.
В 2014 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Как помочь родителям в воспитании детей? Каким содержанием наполнить работу в этом направлении? Я поставила перед собой задачу проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Для решения этих вопросов я стала использовать инновационную форму взаимодействия – семейную проектную деятельность для развития познавательной активности детей. Данная форма работы направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее время весьма актуальна, т. к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т. к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Передо мной и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно – человеком настоящего и будущего времени: свободным, открытым переменам, инициативным, креативным, осознанно ответственным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
В целях воспитания такого человека и для реализации новых принципов и задач в своей деятельности я стала изучать и использовать проектную деятельность.
Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, овладение коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на социально - коммуникативное, познавательное, речевое и художественно – эстетическое развитие детей, родителей и педагогов с целью реализации проекта. В воспитательно - образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Проблему повышения познавательной активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие. «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгера. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Цель работы: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
Задачи:
• Изучить и проанализировать данную проблему в научной литературе.
• Развивать познавательную активность детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
• Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников в проектной деятельности.
• Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе.
• Повысить компетентность родителей в развитии познавательной активности дошкольников.
Инновационность опыта: Система работы по формированию познавательной активности дошкольников через совместную проектную деятельность взрослых и детей – это эффективный инструмент для развития познавательной активности дошкольников. Он способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей. Проектный метод позволяет осуществлять сопровождение ребёнка по освоению окружающего мира через интеграцию образовательных областей и разные виды деятельности. Внедряются нетрадиционные формы работы с родителями: творческие гостиные, совместная продуктивная деятельность, игротека, создание альбомов.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В группах раннего возраста вводятся только элементы проектной деятельности.
Мы пока находимся на первом этапе проектной деятельности. Он называется подражательско-исполнительский. Роль направляющего берёт на себя взрослый, создавая мотивацию, вызывая интерес детей к той или иной теме, побуждает к деятельности детей в центрах активности. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Включение семьи в проектную деятельность детей считаю необходимым элементом процесса. Поэтому с ранних лет родители должны учить своего ребёнка ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.
Используя метод проектной деятельности, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, воспитателей, родителей. Исходя из возможностей детей, их интересов, индивидуальных особенностей, интересов их родителей - могут быть представлены темы тех или иных проектов.
Предварительной работой было проведено родительское собрание «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников»; Консультация «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», оформила информацию в родительских уголках на тему: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье», пополнила предметно-развивающую среды в группе разнообразным материалом для самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности детей;
В своей работе определила основные этапы реализации проекта:
• 1. Целеполагание
• 2. Разработка проекта
• 3. Выполнение проекта
• 4. Подведение итогов
Для каждого этапа разработан алгоритм деятельности педагога, ребенка и родителей в соответствии с задачами. На первом этапе ставится проблема, далее планируется деятельность по решению данной проблемы. Затем идет реализация намеченной деятельности. Последний этап – подведение итогов и презентация продуктов деятельности.
Формы, методы и приемы проектной деятельности:
• Метод проектов реализую с помощью различных средств обучения.
• Наиболее эффективными методами и приемами в моей работе считаю те, которые обеспечивают деятельностный подход в обучении дошкольников:
- решение проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- использование информационных компьютерных технологий.
В течение года мы с детьми провели несколько краткосрочных проектов:
Осенью провели проекты:
«Чудо огород».
Цель: Расширять и обогащать знания детей об овощах, учить различать и правильно называть овощи; способствовать развитию зрительного и вкусового восприятия.
Завершающим этапом было участие детей в развлечении «В гостях у сказки “Репка”», игра-драматизация сказки «Репка», ММ-презентация для детей «Овощи – полезные продукты», участие родителей в выставке «Чудеса огорода».
Достигнутый результат:
Я удовлетворена проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют большое количество овощей, у них сформировались элементарные представления о пользе овощей. Дети поняли, что овощи растут на огороде. Появилось желание у детей есть овощи в любом виде. Повысилась речевая активность, активизировался словарь по теме «Овощи». В свободной деятельности дети стали часто применять муляжи овощей.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
«Маленькие чистюли».
Цель: Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Завершающим этапом стала стенгазета «Маленькие чистюли», ММ-презентация для детей «Чистота – залог здоровья» и выставка детского творчества «Красивые полотенца».
Достигнутый результат:
Дети с помощью взрослого приводят себя в порядок, рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур, аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб, пользуются салфеткой). При небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь, аккуратно складывают снятую одежду, рассматривают в зеркале свое чистое лицо, опрятную одежду, причёску, играют в сюжетно – отобразительные игры.
У родителей повысились знания для обеспечения успешного развития детей. Родители получили консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков. Укрепились связи между детским садом и семьёй.
Зимой провели проекты:
«Зимующие птицы».
Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Завершающим этапом стала ММ-презентация для детей «Зимующие птицы». Просмотр мультипликационного фильма: "Воробушек- хвастунишка". Участие родителей в выставке «Снегирь». Изготовление родителями кормушек для птиц.
Достигнутый результат:
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Повысилась речевая активность, активизировался словарь по теме «Птицы». Воспитанники и их родители приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
«Ёлочка – красавица».
Цель: Расширить знания и представления детей о празднике Новый год его обычаях и традициях и атрибутики (о ёлке) через разные виды совместной деятельности. Создать у детей атмосферу праздничного настроения.
Завершающим этапом стал новогодний утренник.
Достигнутый результат:
У детей сформировался интерес к празднику. Сформировалось бережное отношение к окружающей природе.
Появился интерес у родителей к жизни ДОУ.
Таким образом, вижу, что в ходе проектной деятельности устанавливается более тесный контакт между детьми и взрослыми, между самими детьми, между детьми, воспитателями и родителями. Дети получают возможность проявить свои творческие способности, двигательную активность, вступить в диалог с детьми и взрослыми, получить положительный эмоциональный заряд. Включив родителей в совместную деятельность с ребенком, я создала и поддерживала атмосферу сотрудничества и в разных видах деятельности, направляла родительскую активность а педагогическое русло. Родители в совместной деятельности оценили себя и ребенка, развили навыки самоанализа и самооценки, им представилась возможность наблюдать за ребенком, оценить уровень его развития. Организованная работа над данными проектами позволила расширить кругозор родителей, выстроилось взаимодействие и сформировались навыки общения родителей с детьми. Родители вовлеклись в педагогический процесс, укрепилась их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.