Елена Васина
Сообщение из опыта работы «Связная речь младших дошкольников с использованием технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания. Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т. е. инновационные комбинированные методы обучения Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. В работе с детьми я использую для развития связной речи наряду с традиционными методами технологию с элементами ТРИЗ. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь. Формируя активную речь малышей, я использую элементы ТРИЗ во всех видах деятельности. В режимных моментах, на прогулке, при умывании использую прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашиваю детей: «Если Анна Николаевна накрыла на стол, что из этого следует?» (будем обедать, «Если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т. д. Прием причинно-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т. д. Больше всего мои дети любят играть, поэтому я использую игры ТРИЗ-технологии для развития всех сторон речи. Я заметила, что игры ТРИЗ очень интересны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие дети пытаются активно и с удовольствием отвечать на вопросы.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Связная речь младших дошкольников с использованием технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
При проведении игр стараюсь увлечь каждого ребенка, заинтересовать его, чтобы у малыша не угасал интерес к игре. Дети младшего возраста задают множество вопросов. Поэтому стараюсь им подробно рассказать обо всем, что их интересует. При этом поощряю самостоятельные рассуждения ребенка, подталкиваю их к высказываниям.
Для проведения игр я использую игрушку – сову, героя всех игр, которая мне помогает. От лица игрушки задаю проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, не понимает, просит малышей помочь. Детское стремление общаться и помогать ей, повышает активность ребенка и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с понравившейся игрушкой до следующей игры.
Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.
Еще я использую метод «эмпатии», который основан в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то: например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д., потом предлагаю взять образ цветочка на клумбе, образ муравья ползущего по асфальту и т. д. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов. Мои дети полюбили игру "Хорошо-плохо".
Цель такой игры учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Например: Ведущий называет любой объект у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Например сова говорит: Съесть конфету – хорошо. Почему? Дети отвечают: Потому, что она сладкая. Сова спрашивает: Съесть конфету – плохо. Почему? Дети отвечают: Могут заболеть зубы. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?", "что-то плохо – почему?". Эту игру хорошо проводить по теме «Времена года». Закрепляются полученные знания у детей. Из всех используемых мной игр ТРИЗ-технологий – эта игра самая любимая у детей. Во время свободной деятельности отрабатываю модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса…Я пытаюсь учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку. Например, показывая картинку, спрашиваю: - Что это? (огурец). - Какой огурец по цвету? (зеленый). - Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок). - Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Сначала я сама приводила примеры, чтобы дети поняли смысл игры. Первое время было сложно, но позже детям стало интересно и они стали принимать активное участие. Когда их хвалишь во время игры, они радуются своим достижениям. Во время прогулок я использую игру "Раньше-позже".
Называю какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
Ход игры:
Воспитатель: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Дети: Мы одевались на прогулку.
Воспитатель: А до этого?
Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…
Воспитатель: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Дети: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
На первых порах эта игра вызывала сложности, дети не могли ответить последовательно, многие говорили, что было вчера, а многие совсем отстранялись от игры, потому что боялись не правильно ответить. Но со временем, когда все поняли суть игры, стали с удовольствием участвовать в ней. Эту игру мы проводим, как на прогулках, так и во время режимных моментов, особенно хорошо играть в вечернее время.
Во время ознакомления с окружающим миром я использую игры на выявление над - системных связей. Например: "Где живет?".
Правила игры:
Я называю предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. На столе раскладываю картинки с изображением животных и говорю детям: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
Дети берут картинку, где изображен медведь.
Живая и неживая системы.
Воспитатель задает вопрос: Где живет медведь?
Дети: В лесу, в зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультфильмах, в фантиках конфетных, в сказках и т. д. Когда мы играли в эту игры первый раз, ответы детей были скудными. Ответы основывались на знаниях детей. Затем я им приводила примеры и дети со временем давали такие ответы, что не всякий взрослый так ответит. Они вспоминают, где видели медведя: в книгах, на коробках, на одежде и т. д. А кто-то действительно начинает фантазировать. Конечно я все ответы выслушиваю, даже если они совсем нелепы. Все ответы я оцениваю положительно, выражаю похвалу словами «хорошо, молодец, интересно». Такие беседы, как правило проходят импровизированно я иду за логикой ребенка, подчиняясь ей, а не навязывая своего мнения. Даже в младшем возрасте дети учатся доказывать свое мнение. Еще мне нравится использование такого метода, как «Перевирание сказки», например: Я начинаю рассказывать сказку: «Жил был поросёнок Наф-Наф». ( Дети: не один поросёнок а три. Ну да три поросёнка. Решили они построить дом из кирпича, не они, а их брат Наф-Наф и т. д. Изменяя сказку в самом начале, нужно вести её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи. Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи: у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Для разнообразия игр по ТРИЗ – технологии я изготовила пособие «Вертолина». Эта игра, способствует расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Для достижения наилучших результатов по развитию связной речи у детей моей группы провожу работу в данном направлении и с родителями. Я считаю, что тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. По этой теме я составила план по работе с родителями для повышения их педагогической компетентности по данному вопросу. В соответствии с намеченным планом провожу консультации, индивидуальные беседы, привлекаю родителей к совместным мероприятиям с их детьми по данной теме. Хочу добавить, что я не так давно стала применять методы ТРИЗ в своей практике. Я вместе с детьми осваиваю новые методы обучения. Но даже за такой короткий срок заметна эффективность применения методики ТРИЗ в процессе развития речи детей. Они стали более раскованы, учатся аргументировать простейшие умозаключения, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. А это значит, что использование технологии ТРИЗ успешно влияет на формирование активной и связной речи у детей. Поэтому начатую работу планирую продолжать и в дальнейшем.