Елена Кожеватова
Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных.
Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. И подтверждение этому – любознательность детей, постоянное стремление к экспериментированию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активность детей. С утверждением ФГОС дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: •развитие познавательно-исследовательской, продуктивной и конструктивной деятельности •формирование целостной картины мира •расширение кругозора детей • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
Темочки:
Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, с учётом ФГОС, я поставила перед собой следующие задачи: - развить познавательную активность детей, посредством метода экспериментирования, тем самым формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей; - создать в группе предметно - развивающую среду, определив её значение для развития познавательных интересов; - разработать проекты с детьми, имеющие проблемно-поисковые ситуации; - создать серию развивающих и дидактических игр с использованием ЭОР; - организовать работу с родителями по направлению поисково-исследовательской деятельности. Работу начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, формирования картотеки на тему «Детское экспериментирование». При создании предметно – развивающей среды учитывала совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельное экспериментирование. В исследовательском уголке для этого имеются: приборы – помощники, разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы, природный материал, утилизированный материал, разные виды бумаги, красители, другие материалы. Создана картотека проведения различных экспериментов, используя которые дети самостоятельно могут проводить простейшие опыты. Перед каждым экспериментом в целях организации повторяются «Правила безопасности» в стихах.
Метод экспериментирования -один из самых эффективных методов познания явлений окружающего мира. Оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими признаки, свойства, явления природы. В своей работе я использую только элементарные опыты и эксперименты:
- -Эксперименты с водой, где дети знакомятся со свойствами воды. - Эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен. -Опыты с почвой, где дети выясняют значения почвы для человека, растений, живых организмов. -Опыты с песком, глиной и другие. Экспериментальная деятельность дает детям возможность общения, проявления самостоятельности, свободу действий, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Коллекционирование -одна из форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.
В нашей группе есть коллекция камней и минералов, коллекция морских ракушек и насекомых. Для обеспечения познавательной активности детей в нашем детском саду широко используется проектный метод. Он позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развить логическое мышление. В нашей подготовительной группе были разработаны познавательно-исследовательские проекты. Такие как: «Карамель чупа-чупс - вред или польза?». Дети при проведении опытов выявили, что при частом употреблении карамели, она наносит вред здоровью детей: появляется кариес зубов, аллергия, сахарный диабет. Проект «Секреты здоровья», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека. Во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог узнать какие они бывают. С помощью проекта «Молоко и молочные продукты» дети познакомились с пользой молока и молочных продуктов, поняли значимость молока для питании растущего детского организма.
Моими помощниками в решении задач по формированию и развитию познавательных интересов дошкольников являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не всегда могут помочь ему. В помощь родителям я подобрала практический материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты. Разработала памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Экспериментируем дома», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома бумагу, мыло, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки, создавали радугу.
Как они пройдут детские годы, зависит от родителей и от педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах, а педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворять любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.