Татьяна Чумакова
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. Каждое из них выполняет свои функции. Левое полушарие мыслит логически, оно отвечает за речь, логику, анализ, математические способности, а правое - творческое, оно отвечает за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, но для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие обоих полушарий.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в детском саду, школе и успешность жизни в целом. Слабое взаимодействие полушарий – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения, вследствие чего могут возникают дислалия, дисграфия и двигательная расторможенность. От степени сформированности межполушарных связей зависит качество восприятия и обработка информации, эмоциональная стабильность, координация и баланс. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с координацией в пространстве, координация ведущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием, он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
Таким образом, если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка начинаются сложности в обучении. Так в чем же это проявляется?
• Проблемы в письме;
• Проблемы в устной речи;
• В запоминании информации;
• Проблемы в устном счете и написании цифр;
• В целом восприятии учебной информации.
Причин несформированности межполушарного взаимодействия много. Вот некоторые из них:
• Болезни матери, стресс во время беременности;
• Родовые травмы;
• Болезни ребенка в первый год жизни;
• Неврологические расстройства, например, СДВГ;
• Патология мозолистого тела;
• Длительный стресс у ребенка;
• Общий наркоз;
• Малоподвижный образ жизни;
• Отсутствие в жизни ребенка игр и занятий по возрасту.
Межполушарные связи формируются примерно до 15 лет. Развитие происходит постепенно в несколько этапов. Особое значение в развитии межполушарных связей приходится на возрастной период от 3 до 8 лет, именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительномоторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
Распознать слабость развития межполушарных связей можно по многим признакам. Вот некоторые из них:
• Сложность написания текста под диктовку;
• Трудности в описании картин;
• Неадекватная оценка эмоций других детей;
• Зеркальное написание букв и цифр;
• Неловкость движений;
• Отсутствие познавательной мотивации;
• Речевые нарушения (особенно в темпе речи и интонация);
• Плохая память;
• Агрессия;
• Сложность в общении со сверстниками;
• Инфантильность;
• Затруднение в понимании пословиц, поговорок;
• Псевдолеворукость.
В первый год жизни ребенка на нарушение может указывать пропуск этапа ползанья, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. В начальной школе детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность.
Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи следующего теста: ребенок заводит одну руку за спину, а взрослый кисточкой прикасается к 1 или 3 фаланге любого пальца, кроме большого, большим пальцем другой руки ребенок должен показать к какому месту было прикосновение. Если из 10 попыток более 3 ошибок, значит межполушарные связи развиты недостаточно.
Развитие межполушарных связей очень важно не только для обучения, но и для полноценной жизни детей в целом. Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.
Итак, какие же задания можно предложить:
• «Попробуй повтори» - взрослый показывает карточки с действиями, дети их выполняют.
• «Логоритмика» - одновременное проговаривание слов и выполнения движений под музыку, хорошо развивают взаимодействия полушарий и способствует развитию речи.
• «Нейрогимнастика» - включает в себя глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры и упражнения на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитие координации и переключение с одного действия на другое.
• Прописи и пособия с различными игровыми заданиями, в которых нужно раскрасить, заштриховать, обвести рисунки. Такие задания позволяют синхронизировать работу глаз и рук, улучшают координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготавливает дошкольников к обучению в школе.
• Доски (межполушарные тренажеры).
В развитии межполушарных связей важно не однократное выполнение упражнений, а постоянное, систематическое повторение и усложнение предлагаемых заданий. Очень важно соблюдать следующий принцип: сначала задание выполняется одной рукой, затем другой рукой, после двумя руками одновременно.
Таким образом, в результате постоянного, систематического выполнения заданий на развитие межполушарных связей у ребенка повышается стрессоустойчивость, улучшается память и внимание, мышление, совершенствуются графомоторные навыки, облегчается процесс чтения и письма, коррекция речевых нарушений осуществляется быстрее, снижается риск дисграфии и дислексии, повышается познавательная мотивация.