Оксана Вернези
Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста
1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека).
Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть».
2. Игра «Насекомые» (цель: развитие внимания).
Детям предлагается выбрать любое насекомое (богомол, клещ, гусеница и т. д.). Ведущий вперемежку называет насекомых. Услышав название своего насекомого, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
3. Игра «Не пропусти растение» (цель: развитие способности к переключению внимания)
Играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным.
4. Упражнение «Лишнее слово» (цель: упражнение в классификации понятий)
-Какое слово в каждом ряду лишнее? Объясни почему.
• Щука, карась, окунь, рак.
• Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
• Стол, стул, телевизор, шкаф.
• Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.
• Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.
• Миша, Оля, Серёжа, Ваня, Коля.
• Утро, день, завтрак, вечер, ночь.
• Жук, рыба, муравей, бабочка.
• Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.
5. Упражнение «Нарисуй картинку палочками» (цель: учить схематически изображать предметы с помощью палочек; формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основной признак предмета).
Педагог одну за другой раздаёт карточки со схематическим изображением предметов (от простого к сложному). Дети выкладывают формы с помощью счётных палочек.
Елочка зеленая выросла в лесу.
Елочку на праздник я домой несу.
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.
6. Игра «Запретное число» (цель: развитие внимания, формирование произвольности)
Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и нахмуриться.
Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.
7. Игра «Запомни порядок» (цель: развитие зрительной памяти).
На столе 10 предметов. За 15-20 сек. запомнить их. Потом сказать, что изменилось. Дети должны запомнить 10 предметов стоящих перед ними и самостоятельно назвать не менее 7 предметов.
8. Игра «Запрещённое движение» (цель: развитие зрительного внимания).
Дети следят за руками педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руки ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.
9. Игра «Запомни свой номер» (цель: развивать слуховую память, внимание и аудиальное восприятие)
Психолог раздаёт детям инструменты шумового оркестра. Каждому участнику игры присваивается номер, который он должен запомнить. Затем психолог называет номер, и ребёнок, чей номер назван, стучит (взмахивает) один раз своим музыкальным инструментом.
Сначала игра проводится в медленном темпе, постепенно темп ускоряется.
10. Игра «Послушай и угадай» (цель: развитие слухового внимания).
Включается аудиозапись природных звуков. Участникам предлагается закрыть глаза и слушать. Затем определяют, на что похожи звуки.
11. «Числа заблудились» (цель: тренировка внимания, умения работать в группе).
Ведущий раздаёт детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.
12. Игра «Передай мяч» (цель: тренировка точности движений, концентрации внимания, быстроты реакции)
Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.