Ольга Захарова
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ментальными нарушениями через специальные мануально-двигательные комплексы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ментальными нарушениями через специальные мануально-двигательные комплексы
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации головного мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информации между правым и левым полушарием каждое из которых постигает внешний мир по своему. И только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ментальными нарушениями через специальные мануально-двигательные комплексы» размещена в разделах
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Использование в работе с детьми специально подобранные мануально-двигательные комплексы позволяют расширить границы межполушарного взаимодействия. Двигательные функции движений кистей и пальцев рук оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. В ходе таких упражнений у ребёнка совершенствуются двигательные навыки кистей и пальцев. Развиваются сила, гибкость, координированность, точность, согласованность движений пальцев.
Мануально-двигательные комплексы расширяют границы межполушарного взаимодействия, так как формируются новые нейронные связи, которые обеспечивают большую интеграцию в работе полушарий головного мозга ребёнка, повышая его интеллектуальную продуктивность и улучшая общую работоспособность при обучении.
Мануально-двигательные комплексы могут использоваться как целостная система работы с ребёнком в форме дополнения при проведении общеразвивающих, психокоррекционных, логопедических занятий.
Комплексные упражнения рекомендуется проводить ежедневно по 10-20 минут в первую половину дня. Возможно внесение отдельных коррективов с учётом возраста, состояния здоровья ребёнка, развивающих потребностей. В период болезни ребёнка и в течение 5-7 дней после болезни проводить упражнения не рекомендуется, так как в этот период нервная система и организм ребёнка ослаблены.
При работе с ребёнком первым необходимо провести комплекс упражнений, направленный на разогрев кистей рук и пальцев. Разогрев кистей рук и пальцев – это основополагающая часть любого пальчикового занятия, так как подготавливает кисти рук и пальцы к выполнению дальнейших упражнений.
Комплекс упражнений, направленный на разогрев кистей рук и пальцев:
И. п. : стоя. Руки опущены вниз. Ладони сложены вместе, кончики пальцев направлены вниз. Фиксируем позицию в течение 10 секунд. Начинаем выполнять скользящие движения ладони (вниз/вверх, растирая между собой. Постепенно темп движений увеличивается. Растираем ладони в течение 30 секунд.
Меняем позицию рук: руки согнуты в когтях на уровне груди. Ладони сложены вместе. Кончики пальцев направлены от себя. Выполняем скользящие движения ладонями (от себя/к себе, растирая их между собой в течение 30 секунд.
Меняем позицию рук: Ладони сложены вместе. Кончиками пальцев устремляемся вверх. Растираем ладони между собой в течение 30 секунд.
Формируем новую позицию кистей рук и пальцев: основание кистей рук разведены. Кончики пальцев прижаты друг к другу (кончик большого пальца правой пуки прижат к кончику большого пальца левой руки, кончик указательного пальца правой руки прижат к кончику указательного пальца левой руки и т. д., Поочерёдно, начиная с больших пальцев скользящими движениями (вверх/вниз) растираем кончики подушек пальцев между собой в течение 5 секунд.
И. п. : сидя. Кисти рук на уровне диафрагмы. Раскрытой ладонью правой руки растираем скользящими движениями тыльную сторону левой кисти в течение 10 секунд. Затем левой ладонью растираем тыльную сторону правой кисти.
Пальцами правой кисти поочерёдно обхватываем пальцами левой кисти (начиная с большого пальца). Растираем каждый палец круговыми движениями в течение 5 секунд. Повторяем такие движения на противоположной руке.
Поочерёдно обхватываем и поглаживаем левой кистью правую кисть, затем наоборот, имитируя движение «моем руки». Выполняем движение в течение 30 секунд.
Завершаем разогрев кистей рук и пальцев активным встряхиванием в течение 5-10 секунд.