Евгений Щекотихин
Занятие по изодеятельности «Плешковская и чернышенская игрушка» для инвалидов с ментальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги- педагоги! В предыдущих записях блога я опубликовал конспекты занятий по Плешковской и Чернышенской игрушке, снабдив запись фотоматериалом с методической последовательностью выполнения задания. В данный момент я публикую конспект и фотографии занятия, опробированного и реализованного на практике. Занятие проведено в Социально- реабилитационном центре для инвалидов детства с ментальными нарушениями «Орловские Родники». В данном случае, конспект методически проработан, адаптирован для обучающихся с ОВЗ, что соответствует современным тенденциям «Доступная среда», практикуемым в ДОУ и Центрах детского творчества. В виду особенностей здоровья обучающихся, что вызывает трудности в выполнении задания, два конспекта по Плешковской и Чернышенской игрушке объединены в один. Данный подход допускает культуролог, сотрудник Орловского музея изобразительных искусств Борисова И. И.
Публикация «Занятие по изодеятельности „Плешковская и чернышенская игрушка“ для инвалидов с ментальными нарушениями» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Следует так же учитывать тот момент, что людям с синдромом Дауна свойственно двухмерное восприятие окружающей действительности. Т. е., у них практически отсутствует пространственное мышление. (З. Фрейд, К. Г. Юнг). Учитывая данный фактор, необходимо последовательно, не спеша объяснить построение сложных форм на примере простых. Подключаем принцип ассоциативного мышления. («шарик», «колбаска», «морковка»).
Таким образом, применяем принцип дедукции — от простого- к сложному, от общего- к частному.
Задание по лепке выполняется с помощью пластилина или солёного теста. Предлагается вылепить наиболее простой сюжет «Птица». Тем, кто успешно справляется с заданием, предлагается вылепить сюжет «Конь». Следует учитывать, что академическая норма для здоровых обучающихся- 40 мин. Для лиц с ОВЗ — 30 мин. Одно занятие рассчитано на 2 академических часа.
Следующим заданием предлагаются глиняные заготовки, выполненные преподавателем по мотивам Плешковской и Чернышенской игрушки. Обучающимся необходимо расписать заготовки по образцам. (музейные экспонаты, либо работы педагога). См. Раздел «Ход занятия». Надеюсь, что мои скромные разработки помогут школьным педагогам и воспитателям ДОУ.
Цель урока- Познакомиться с народной глиняной игрушкой Орловского края. Познакомиться с принципами и элементами народного рисунка и народной лепки. Отличия декоративного искусства от классического. Их взаимосвязь.
Дать на практике понятия линия-пятно. Развить у обучающихся с ОВЗ (синдром Дауна, аутизм, ЗПР, ДЦП) пространственное и наглядно- образное мышление.
Задачи:
Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Для обучающихся с ОВЗ — их основами. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской и Чернышенской игрушки.
Научиться лепке и росписи Плешковской игрушки.
Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств. Духовное сплотчение коллектива. Помочь обучающимся с ОВЗ преодолеть внутренние барьеры и комплексы.
Лепка птицы- свистульки.
Оборудование и материалы:
Тряпочки.
Баночки для воды.
Глина.
Стеки и приспособления.
Дощечки для лепки.
Фартук.
Програмный материал:
Лепка Утицы- свистульки имеет своё символическое и обрядовое значение. О значении изображения птицы было сказано выше. Не случайно народные мастера лепили свистульку в виде животного- оберега. В свистульку свистели, отгоняя отрицательную энергетику. Свистулька- Утица приносила деньги и достаток, поэтому выражение «Не свисти, денег не будет»- не совсем верно. Изначально свистульку и делали в виде птицы. В виде людей и животных- более поздний вариант. Свистульки в народе называли птичками- фитюльками, ярилками. Издревле народный целитель или шаман, отгоняя хворь, изображал птицу- «курлыкал». «Курлык!» «Курлык!» Для удобства и появился такой музыкальный инструмент, как свистулька, имитирующий пение птиц. Наши предки вятичи, встречая весну, выбрасывали из своих домов всё лишнее и наносное, выметали мусор. Открывали двери, и свистульками зазывали в свои дома весну. В народной медицине есть такое направление, как исцеление игрушкой.
Ход занятия:
Где зародился промысел Плешковской игрушки?
Дети, какие сюжеты Плешковской игрушки вы знаете?
Какой смысл в них заложен?
Для начала необходимо взять кусок глины необходимых размеров. Скатать «Колобок». Примечание: народный мастер, в отличае от классического художника- скульптора, не пользуется столом или подиумом. Он лепит своё изделие в руках, на весу. При этом, пальцы рук необходимо смачивать, чтобы изделие было «живым», «свежим» и «сочным». Заглаживают трещинки и шероховатости.
-Держа в руках на весу, из колобка мы делаем короткую колбаску. Не забываем смачивать пальцы в баночке с водой.
-Надеваем колбаску на большой палец, внутри колбаски формируется полость. Дорабатываем и утончаем её стенки, смачивая пальцы в воде.
-Затем, защипывая полость, формируем хвостик.
-С другого конца колбаски, тремя пальцами, сложенными в щепоть, «защипывающим» движением вытягиваем птичке голову и шею. Не забываем слегка смачивать пальцы.
-Из середины колбаски формируем для птички подставку.
-Возвращаемся к хвостику. Делаем в области хвостика проколы, как указано в пособии, чтобы птичка свистела. Когда наше изделие немного подсохло, проверяем, свистит птичка или нет. Если не свистит, или свистит плохо, есть возможность поправить. Загладить проколы, сделать их вновь. Затем перепроверить.
- Работаем с головкой и шеей. Защипом формируем клювик. Птички в клювике приносят весну! Формируем гребешок.
- Формируем, выделяем грудку.
- При помощи стека и подручных приспособлений украшаем изделие и выполняем окончательную отделку.
- После работы вымыть руки, дать изделию полностью высохнуть.
Примечание: элементы выполняются методом вытягивания из целого. Не следует лепить каждую деталь отдельно и потом собирать из них изделие. Изделие должно быть достаточно объёмным. Не допускается, чтобы ножки, клювик были слишком тонкими, иначе при высыхании они могут сломаться.
Приступаем к росписи глиняных заготовок :
Работаем аккуратно, рекомендуется завернуть игрушку в тряпочку, чтобы не «мусолить» изделие пальцами.
Даём игрушке подсохнуть.
Окрашиваем ровным тоном предметы одежды. Головной убор Барышни окрашиваем в красный цвет. Кофту- в сиреневый. Конника «наряжаем» следующим образом:
Ушанку окрашиваем в коричневый или жёлто- коричневый цвет. Брюки- синие. Сапоги окрашиваем коричневым или сиреневым цветом, который мы заранее замешали, и который остался «от Барышни».
Далее следует нанесение крупных элементов узора. У Барышни намечаем передник. Окрашиваем подол юбки. Затем наносим поочерёдно вертикальные и горизонтальные полосы в узоре по образцу.
У «Тройки» коней наносим сиреневые полосы- гриву. Поочерёдно наносим сиреневые (синие) и красные полосы в следующем порядке: на спину, бока и шею. В следующей стадии добавляем пятна- «яблоки», получается «Кукушечный» окрас. Между синими и красными пятнами можно нанести жёлтые.
У Барышни дорабатываем мелкий узор на одежде. Рисуем нашим персонажам детали лица.
Убираем рабочее место.
Даём изделиям подсохнуть. Можно устроить мини- выставку- просмотр.