светлана мельникова
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца— на работе сердца. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект— это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи— это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоции— это три.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Без сомнения можно сказать о важности пальчиковых игр и упражнений. Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Кисти рук— представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции— двойная польза!
«Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.
С этой точки кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова (известный исследователь детской речи).
Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с нарушением ОДА и речи.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отсутствует уверенная координация движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается общая моторная неловкость, неточность движений, трудности при воспроизведении синхронных движений, проблемы в усвоении двигательной программы и переключения, синкинезии
(содружественные движения других частей тела).
Для детей целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей и физиологических возможностей каждого ребёнка.
Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и совершенствуем навыки самообслуживания (застёгивание пуговиц, завязывание шнурков); одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности и творческие возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Средства мелкой моторики развития
• Пальчиковая гимнастика, Позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием
• Игры с прищепками и пробками. Это веселое и интересное занятие для детей и отличный тренажер для развития мелкой моторики рук ребенка.
• Шнуровка, застежки, кнопки, молнии, замки. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка.
• «Пальчиковый бассейн», игры с крупой, бусами.
• Проведение пальчиковой гимнастики в “бассейне” и игры крупами,способствуют активизации двигательных ощущений.
• Игры с пластилином, бумагой, рисование пальчиками. Развитие мышц и подготовка рук ребёнка к письму. Систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук, приводит не только к улучшению в развитии мелкой моторики, но и помогает нашим детям быстрее освоить правильную речь.