Ирина
Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Консультация „Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточная точность восприятия. Требуется большее количество практических проб при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время, дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственноотсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков.
Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия, ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины, т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследования зрительного восприятия позволяют сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий, так как эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, они не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств выражения этих отношений. Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.