Ольга Кравцова
Развитие фонематического слуха как основа профилактики дисграфии в системе комплексной работы логопеда по преодолению ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха как основа профилактики дисграфии в системе
комплексной работы логопеда
по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Развитие фонематического слуха как основа успешного обучения чтению и письму.
Что такое фонематический слух?
Публикация «Развитие фонематического слуха как основа профилактики дисграфии в системе комплексной работы логопеда по преодолению ОНР» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух — это важный навык для успешного обучения речи, чтения и письма. Его развитие начинается с раннего детства и продолжается в течение всей жизни. Для развития фонематического слуха необходимо использовать разнообразные игры и упражнения, связанные с другими сторонами речи и видами деятельности.
Работу по формированию фонетического слуха осуществляю по следующим направлениям:
Развитие слухового внимания и памяти.
Развитие простых форм фонематического анализа.
Развитие сложных форм фонематического анализа.
Развитие фонематического синтеза.
Развитие фонематических представлений.
Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа и синтеза.
При формирование фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза.
Какие же упражнения необходимо делать с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?
*Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза.
Ребенок должен хорошо овладеть понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».
звук — буква — слог — слово — предложение.
Дошкольник должен находить различия между:
буквой и звуком;
гласным и согласным;
словом, слогом и звуком;
твердыми и мягкими согласными;
звонкими и глухими согласными;
Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.
Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
Игры по профилактике дисграфии на уровне звука
1. Игры на определение звонкости и глухости звуков «Звонкий-глухой», мягкости и твёрдости «Камень-подушка»
2. Назови первый и последний звук слова: имени, предмета…
3. Составь слово на заданный звук: «Мяч лови слово на звук «М»назови!»
4. Определи место звука в слове: вначале, с середине и в конце слова.
5. Поймай звук: в слоге, в слове, в предложении, в тексте. (хлопком ловить)
Профилактика на уровне буквы
1. Игры на развитие ориентировки в пространстве: верх, низ, лево, середина, верхний правый угол, нижний правый угол.
2. Определение пространственных отношений между предметами
3. Выкладывание букв из палочек.
4. Обводки,штриховки
Игры на формирование фонематического восприятия.
1. Узнавание неречевых звуков:
Игры: Кто говорит? Что звучит?; Громко-тихо; Далеко-близко ( музыкальный звук: Запомни и повтори.
2. Различение одинаковых слов, фраз, звуков.
Игры: Эхо; Кто позвал?; Скажи наоборот: ам-ма,от-то…
3. Различение слов, близких по звуковому составу
Игры: Дай нужную картинку: дом-ком, козу-косу,
Найди ошибку (сумка-пумка).
4. Дифференциация слогов
Игры; Поговорим на тарабарском языке: тата-ба,туту-бы
5. Дифференциация фонем
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Профилактика на уровне слога
1. Анализ обратного слога
2. Составление звукового состава прямого и обратного слогов
3. Игра «Скажи наоборот»
4. Придумывание слов на заданный слог
«живые слоги»
Игры по профилактике дисграфии на уровне слова
1. Определение слов-предметов, слов-действий, слов признаков
2. Усвоение лексического значения слов
3. По опорным признакам: белое, парное, тёплое - /молоко/
Вторник, среда, четверг- /дни недели/
4. Обозначь одним словом: волк, заяц, лиса-это.
Добавь нужное слово: абрикос,яблоко, слива…
5. Деление слов на слоги
6. Подбор слов к звуковым схемам
7. Подбор родственных слов
8. Составление одного слова из двух: голубые глаза-голубоглазый
9. Подбор слов-антонимов (день-ночь
10. Отгадывание ребусов, шифрование слов.
11. Слово рассыпалось
Профилактика дисграфии на уровне словосочетания
1. Сочетания существительного с прилагательными:
Отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? Чья? чьи? чьё?
2. Подбор существительных к данному прилагательному:
О чё м можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные?
Исправь ошибку: Длинная день (длинный)
2. Сочетание существительных с глаголами:
Что можно сделать с грушей?/съесть, сорвать, помыть, угостить…/
-Подбор существительных: Уйти от бабушки, ссоры…
3. Сочетание существительных с числительными 1,2,5
У меня есть 2 конфеты, а у меня нет 2 конфет
4. Сочетание существительных со словами один, много, один человек-много людей.
5. Сочетание числительных с существительными, не имеющих единственного числа: одни брюки, двое брюк…
Профилактика дисграфии на уровне предложения
1. Знакомство с термином предложение
2. Повторение ряда слов в данной последовательности
3. Называние картинок по порядку
4. Составление схемы предложений
5. Составление предложений из несогласованных слов
6. Составление предложений их рассыпанных слов: дети весело играть-Дети весело играют
7. Какое слово потерялось? Деревья растут …саду
Кошка …молоко.
8. Выделение границ предложений: Хлопни когда закончилось предложение.
Профилактика дисграфии на уровне связной речи
1. Составление описательного рассказа
2. Составление связных рассказов по картинкам
3. Составление рассказа по заданному началу или концу рассказа
4. Рассказов-небылиц.
5. Восстанови порядок, правильную последовательность событий в небольшом тексте
6. Перессказ по вопросам.
7. Выборочный пересказ
8. Полный пересказ текста
9. Рассказов по сюжетной картинке
10. Логоритмика.
11. Инсценирование сказок.