Неструева Оксана
Игры для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.
Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Публикация «Игры для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Как правило, у детей с задержкой речевого развития фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия.
В связи с тем, что очень сложно устранить фонематическое недоразвитие у детей в условиях логопедического пункта и родители не всегда обращают внимание на несформированность фонематических процессов у детей и не видят в этом проблемы,я составила и предлагаю ряд игр на развитие фонематических процессов, которые имеют комбинированный характер, что выражается и в коррекции звукопроизношения, и в дифференциации смешиваемых звуков, и в обогащении словаря, и в активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
Игра «Домики»
Эта игра имеет 3 варианта и соответственно выполняет 3 задачи:
1) Определение наличия звука в слове.
Детям предлагаем разместить предметные картинки по домикам в соответствии с наличием заданного звука в слове и его буквенном обозначении на домике.
2) Определение места звука в слове.
Детям предлагаем разместить предметные картинки по домикам в соответствии с местом, занимаемом заданным звуком в слове (начало, середина, конец.)
3) Деление слов на слоги.
Детям предлагаем разместить предметные картинки по домикам в соответствии с количеством слогов в слове и номером на домике.
Игра «Гаражи»
Эта игра, как и предыдущая, имеет 3 варианта и соответственно выполняет 3 задачи:
1)Определение наличия звука в слове.
Перед детьми гаражи с буквами. Детям предлагается «загнать» машины в нужные гаражи. Это помогут сделать картинки на машинах. Дети называют картинку, определяют наличие заданного звука и находят подходящий гараж.
2)Определение места звука в слове.
Перед детьми гаражи со схемами положения звука в слове (начало, середина, конец). Детям предлагается «загнать» машины в гаражи в соответствии с местом звука в слове, обозначенном картинкой на машине.
3)Деление слов на слоги.
Перед детьми гаражи с номерами (1, 2, 3, 4). Детям предлагается «загнать» машины в гаражи в соответствии с количеством слогов в слове, обозначенном картинкой на машине.
Игра «Лабиринт»
Эта игра имеет 2 варианта:
1) По лабиринту мы шагаем
И картинки выбираем.
Детям предлагается пройти по лабиринту из картинок, наступая только на те, в названии которых есть заданный звук.
2)Пчелка по лугу летала,
Пчелка домик свой искала.
Домик пчелке мы найдем,
Её в домик приведём.
Детям предлагается выбрать из картинок, лежащих на столе, те, которые имеют заданный звук и выложить из них дорожку в лабиринте.
Игра «Садовник»
Груши, яблони, крыжовник
Посадил в саду садовник.
Урожай собрать пора.
Не хватает нам ведра.
Детям предлагается для сбора урожая выбрать вёдра, на которых есть картинка с заданным звуком. Далее можно поделить слова на слоги, тем самым определяя, какое по счету ведро мы возьмём, чтобы собрать урожай.
Ещё вариант этой игры:
Груши, яблони, крыжовник
Посадил весной садовник.
Чтоб всё выросло скорей,
Помоги и всё полей.
Детям предлагаем помочь садовнику и полить растения, которые он посадил, выбирая подходящие лейки, на которых есть картинки с заданным звуком. Можно предложить полить груши, сливы, яблони, подбирая название растения с тем звуком, который нужно найти в картинках на лейках.
Игра «Ромашка»
Детям предлагается выбрать лепесток, где есть картинка с заданным звуком, и присоединить его к сердцевине цветка с соответствующей буквой.
Игра «Чудо-дерево»
Чудо - дерево растёт,
Чудо - фрукты нам даёт.
Урожай мы соберём-
Звуки нужные найдём.
Предлагаем детям «сорвать» только те фрукты, на которых есть картинка с заданным звуком в слове.
Игра «Магазин»
Маша в магазин пришла.
Маша шапки там нашла.
Шапку выбрать ей поможем:
Шапку нужную предложим.
А нужна Маше шапка с картинкой, в названии которой есть звук [ Ш ].
Имя девочки меняем в соответствии с тем звуком, который нам нужен (Рая, Женя, Зоя, Лада, Соня) и меняем вид покупки, за которой она пришла в магазин (жилетки, платья, зонтики, рукавицы, сумки, рюкзаки и т. д.) также в магазин могут прийти сразу несколько девочек, и тогда дети называют картинки на платьях девочек, находят заданный звук и подбирают покупку с таким же звуком на картинке.
Игра «Самолет»
Детям предлагаем выбрать «пассажиров», в названии которых есть заданный звук и посадить их на самолёт.
Игра «Поезд»
Перед детьми лежат паровоз и вагончики с разными картинками. Детям предлагается присоединить к паровозу только те вагончики, где пассажиры с заданным звуком.
Можно усложнить задание: определить последовательность вагонов в зависимости от количества слогов в слове (картинка на вагоне).
Игра «Космодром»
Предлагаем детям отправить ракеты в полёт. Те ракеты, где картинки со звуком [ Р], полетят на Марс, а ракеты с картинками со звуком [Л] – на Луну. Можно усложнить задание: определить последовательность отправления ракет в зависимости от количества слогов в слове на картинке.
Эти игры проводились на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Они яркие и интересные, поэтому вызывают у детей желание справиться с любым заданием. Ко многим играм я придумала задания в стихотворной форме. Дети с желанием включаются в роль садовника, продавца, водителя, машиниста и т. д. Они охотно помогают найти свой домик или добраться до места назначения. Предложенные игры не только формируют фонематическое восприятие, но и оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу детей, и выполняют ряд воспитательных задач.