МААМ-картинки

Игры для развития фонематического слуха

Неструева Оксана
Игры для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.

Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Публикация «Игры для развития фонематического слуха» размещена в разделах

Как правило, у детей с задержкой речевого развития фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия.

В связи с тем, что очень сложно устранить фонематическое недоразвитие у детей в условиях логопедического пункта и родители не всегда обращают внимание на несформированность фонематических процессов у детей и не видят в этом проблемы,я составила и предлагаю ряд игр на развитие фонематических процессов, которые имеют комбинированный характер, что выражается и в коррекции звукопроизношения, и в дифференциации смешиваемых звуков, и в обогащении словаря, и в активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

Игра «Домики»

Эта игра имеет 3 варианта и соответственно выполняет 3 задачи:

1) Определение наличия звука в слове.

Детям предлагаем разместить предметные картинки по домикам в соответствии с наличием заданного звука в слове и его буквенном обозначении на домике.

2) Определение места звука в слове.

Детям предлагаем разместить предметные картинки по домикам в соответствии с местом, занимаемом заданным звуком в слове (начало, середина, конец.)

3) Деление слов на слоги.

Детям предлагаем разместить предметные картинки по домикам в соответствии с количеством слогов в слове и номером на домике.

Игра «Гаражи»

Эта игра, как и предыдущая, имеет 3 варианта и соответственно выполняет 3 задачи:

1)Определение наличия звука в слове.

Перед детьми гаражи с буквами. Детям предлагается «загнать» машины в нужные гаражи. Это помогут сделать картинки на машинах. Дети называют картинку, определяют наличие заданного звука и находят подходящий гараж.

2)Определение места звука в слове.

Перед детьми гаражи со схемами положения звука в слове (начало, середина, конец). Детям предлагается «загнать» машины в гаражи в соответствии с местом звука в слове, обозначенном картинкой на машине.

3)Деление слов на слоги.

Перед детьми гаражи с номерами (1, 2, 3, 4). Детям предлагается «загнать» машины в гаражи в соответствии с количеством слогов в слове, обозначенном картинкой на машине.

Игра «Лабиринт»

Эта игра имеет 2 варианта:

1) По лабиринту мы шагаем

И картинки выбираем.

Детям предлагается пройти по лабиринту из картинок, наступая только на те, в названии которых есть заданный звук.

2)Пчелка по лугу летала,

Пчелка домик свой искала.

Домик пчелке мы найдем,

Её в домик приведём.

Детям предлагается выбрать из картинок, лежащих на столе, те, которые имеют заданный звук и выложить из них дорожку в лабиринте.

Игра «Садовник»

Груши, яблони, крыжовник

Посадил в саду садовник.

Урожай собрать пора.

Не хватает нам ведра.

Детям предлагается для сбора урожая выбрать вёдра, на которых есть картинка с заданным звуком. Далее можно поделить слова на слоги, тем самым определяя, какое по счету ведро мы возьмём, чтобы собрать урожай.

Ещё вариант этой игры:

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной садовник.

Чтоб всё выросло скорей,

Помоги и всё полей.

Детям предлагаем помочь садовнику и полить растения, которые он посадил, выбирая подходящие лейки, на которых есть картинки с заданным звуком. Можно предложить полить груши, сливы, яблони, подбирая название растения с тем звуком, который нужно найти в картинках на лейках.

Игра «Ромашка»

Детям предлагается выбрать лепесток, где есть картинка с заданным звуком, и присоединить его к сердцевине цветка с соответствующей буквой.

Игра «Чудо-дерево»

Чудо - дерево растёт,

Чудо - фрукты нам даёт.

Урожай мы соберём-

Звуки нужные найдём.

Предлагаем детям «сорвать» только те фрукты, на которых есть картинка с заданным звуком в слове.

Игра «Магазин»

Маша в магазин пришла.

Маша шапки там нашла.

Шапку выбрать ей поможем:

Шапку нужную предложим.

А нужна Маше шапка с картинкой, в названии которой есть звук [ Ш ].

Имя девочки меняем в соответствии с тем звуком, который нам нужен (Рая, Женя, Зоя, Лада, Соня) и меняем вид покупки, за которой она пришла в магазин (жилетки, платья, зонтики, рукавицы, сумки, рюкзаки и т. д.) также в магазин могут прийти сразу несколько девочек, и тогда дети называют картинки на платьях девочек, находят заданный звук и подбирают покупку с таким же звуком на картинке.

Игра «Самолет»

Детям предлагаем выбрать «пассажиров», в названии которых есть заданный звук и посадить их на самолёт.

Игра «Поезд»

Перед детьми лежат паровоз и вагончики с разными картинками. Детям предлагается присоединить к паровозу только те вагончики, где пассажиры с заданным звуком.

Можно усложнить задание: определить последовательность вагонов в зависимости от количества слогов в слове (картинка на вагоне).

Игра «Космодром»

Предлагаем детям отправить ракеты в полёт. Те ракеты, где картинки со звуком [ Р], полетят на Марс, а ракеты с картинками со звуком [Л] – на Луну. Можно усложнить задание: определить последовательность отправления ракет в зависимости от количества слогов в слове на картинке.

Эти игры проводились на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Они яркие и интересные, поэтому вызывают у детей желание справиться с любым заданием. Ко многим играм я придумала задания в стихотворной форме. Дети с желанием включаются в роль садовника, продавца, водителя, машиниста и т. д. Они охотно помогают найти свой домик или добраться до места назначения. Предложенные игры не только формируют фонематическое восприятие, но и оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу детей, и выполняют ряд воспитательных задач.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Автор публикации:
Игры для развития фонематического слуха
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 22:01
+157Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Неструева Оксана (УИ 1212088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД