Людмила Макарова
Игры на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом.
Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.
При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:
• путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
• совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
• пропускает слоги в словах;
• не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
Публикация «Игры на развитие фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2019
• не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).
Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.
В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.
Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи.
Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.
Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.
Вашему вниманию хочу предложить игры, которые мы используем на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
Приятного просмотра.
"Символ покажу- звук назову"
Для занятий используем звуки-символы
"Дорожка звуков" Пропевание звуков.
В домике живут звуки - символы.
"Звуки и буквы подружились" Чтение сначала закрытых слогов.
" Гномики звуки" Твёрдые и мягкие звуки.
"Поставь звук- символ"
"Найди слова со звуком З"
" Собери пазлы, назови слова"
" Кто в домике живёт" Подобрать слова на определённый звук.
"Четвёртый лишний"
"Место звука в слове"
"Место звука в слове"
"Рассели жильцов по своим квартирам"
"Домино" Соотнесение символа с первым звуком в слове.
"Первый и последний звук в слове" Обозначение буквами.
"Звуковой анализ слова"
"Прочитай по первым буквам"
"Город звуков" Игра для 2-4 человек.