Елена Чуднова
Рабочая программа театрализованного кружка «Арлекин» по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа театрализованного кружка «Арлекин» по теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Воспитатель :Чуднова Е. И.
Содержание
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Возрастные особенности детей 5-7лет
Ожидаемые результаты.
2. Содержательный разлел
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Срок реализации программы.
Продолжительность занятий.
Список детей.
Формы диагностического уровня усвоения программы.
Педагогические условия для реализации программы.
Методы и приемы обучения.
3. Организационный раздел
Тематический план кружка по театрализованной деятельности «Арлекин».
Учебно-методическое обеспечение программы
4. Список литературы.
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С познавательным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Цель: развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Развивать умение сочинять этюды по сказкам.
• Развивать умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Развивать умение строить диалог.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Рабочая программа, составлена в соответствии с основной образовательной программой, разработанной на основе Федеральных государственных образовательных стандартов с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / Авт. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе и др.
Наряду с ними используются программы, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников, это
Парциальные программы :
• Борцова Л. В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т. А. «Омское Прииртышье». Программа для дошкольных образовательных учреждений.
• Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. и др. Программа «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
• О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
• Борцова Л. В., Молчанова Е. Г. Практическое пособие «Образовательная модель «Социализация» : региональная модель».
• Н. Н. Авдеева, Р. Стеркина «Безопасность»
• Н. Н. Кондратьева «Мы»
• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева)
• «Добро пожаловать в экологию», О. Л. Воронкевич
• «Развитие речи», О. С. Ушаковой.
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников.
Подготовитедьный дошкольный возраст (6-7 лет). Ребенок 6-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 6 до 7 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»).
Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные, в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25—30 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства. В 6-7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 6-7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д., глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребенка 6-7 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 6-7 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей. В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Ожидаемые умения и результаты детей :
• Умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Умение снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминать заданные позы.
• Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
• Знать 5–8 артикуляционных упражнений.
• Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
• Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Уметь выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Уметь составлять предложения с заданными словами.
• Уметь сочинять этюды по сказкам.
• Уметь строить простейший диалог.
2. Содержание рабочей программы.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. Музыка, где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. Художественное творчество, где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию к сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. Коммуникация, на которых у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. Чтение художественной литературы, где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей театрализованной деятельности.
5. Познание, где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Психолого педагогическая работа с детьми 6-7 лет
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Для морального развития, возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.
2. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника»
3. Развитие рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Срок реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 8 месяцев (с 1 ноября по 31 мая).
Количество занятий в год - 56.
Продолжительность занятий.
Дата проведения: понедельник- среда.
Время проведения: 15.00 – 15.30
Длительность: 30 минут.
Форма организации: групповая.
Список детей :
1. Осинцев Миша
2 Сугоняк Соня
3. Чарченко Илья
4. Похолкова Софья
5. Ковалева Алика
6. Лихачева Василиса
7. Гвардиенко Кирилл
8. Полянчикова Софья
9. Губина Маша
Формы усвоения программы :
Формы подведения итогов: драматизации сказок, стихов; выступления перед детьми других групп, родителями, сотрудниками детского сада; участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Педагогические условия для реализации программы :
- создание предметно пространственной развивающей среды;
- единство социально – эмоционального и когнитивного развития;
- насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием;
- последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Методы и приемы обучения:
Методы:
- беседа;
- разыгрывание сказок, сценок;
- драматизации сказок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- имитационные этюды;
- этюды на выразительность передачи образа;
- этюды на выражение основных эмоций;
- пантомимические этюды и игры;
- упражнения на выразительность движений и мимики;
- упражнения на интонационную выразительность;
- игровые упражнения;
- отгадывание загадок;
- рассматривание картинок по сказкам;
- проблемные ситуации;
- подвижные игры;
- танцы;
- слушание музыкальных фрагментов;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, кода каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Новизна и отличительные особенности программы.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6—7 лет (подготовительная группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания и систематизации материала описанного в литературе.
Новизна заключается в том, что в работе кружка могут принимать участие и родители.
Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.