Любовь Гурьдюмова
Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства, расширяются впечатления, представления. Игра для ребенка это и учеба, и труд, серьезная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего.
Публикация «Отчёт по теме „Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, игрового общения.
Все выше сказанное определило тему работы «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Думаю, что выбранная тема актуальна и значима, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.
Анализ психолого-педагогической литературы и собственной деятельности в детском саду позволил выделить следующую гипотезу: развитие математических способностей детей дошкольного возраста будет успешным, если в педагогическом процессе использовать игровые методы и приемы, направленные на формирование этих способностей.
Цель: теоретически обосновать и обобщить опыт работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста; определить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.
Объект: математические способности детей дошкольного возраста.
Предмет: игровая деятельность, способствующая развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу поразвитию математических способностей дошкольников.
2. Создать предметно-развивающую среду с математическим содержанием.
3. Проанализировать игровые методы и технологии развития математических способностей детей дошкольного возраста.
4. Разработать и внедрить комплекс мероприятий по математическому развитию дошкольников.
5. Провести диагностическое исследование развития математических способностей дошкольников в игровой деятельности и сделать выводы.
6. Спроектировать дальнейшую работу по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Аналитическая часть
В 2014-2016 году была поставлена задача, создать благоприятные условия в группе, которые способствовали развитию математических способностей: развитию восприятия, мышления, памяти; активизировать мыслительные процессы детей.
В ходе наблюдений за играми детей было отмечено, что дети не умеют играть в игры с математическим содержанием, не проявляют к ним интерес. Так возникла идея исследовать игровые технологии, направленные на развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
Задачу реализовала в 3 этапа.
I этап – формирующий (подготовительный). 2014-2015гг.
Начало создания условий для активизации познавательных процессов: внедрение в математическое содержание новых игровых технологий.
Изучила нормативную и правовую, психолого-педагогическую и методическую литературу по математическому развитию детей. Изучила технологию математического развития детей дошкольного возраста Михайлова З. А., Носова Е. Д. ;игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», технологию Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», что способствовало сюжетно-тематической организации интегрированных занятий, разнообразию в преподнесении игрового материала, развитию мышления, внимания детей, лучшей результативности в усвоении знаний.
Создала предметно-развивающую среду. Оформила уголок развивающих игр для организации образовательной деятельности детей в области математического развития.
II этап. 2012-2014гг. (Внедренческий)
Внедрение игровых технологий и развивающих игр, направленных на развитие познавательных процессов детей: мышления, памяти, воображения.
На этом этапе дети познакомились с развивающей игрой «Сложи узор» (по методике Никитина); планшет «Геометрик» (по методике Воскобовича); игрой «Танграм».
В течение года проводила знакомство детей с развивающими играми. Были созданы новые.
В конце года провела анализ уровня сформированности познавательной активности детей.
III этап 2014гг. (Аналитический)
Проделанная работа по математическому развитию детей показала хорошие результаты.
Использовала авторскую методику А. В. Белошистой в виде тестовых заданий для отслеживания динамики развития детей.
Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированости математических способностей у дошкольников: сформирован, частично сформирован, не сформирован.
Проведенная работа по выявлению уровня сформированности математических представлений (2014 – 2015гг.) позволила выявить следующее: сформированность математических представлений о свойствах предметов в 2014 году – 22%, в 2015 году – 46%; по показателю количество и счёт: в 2014 году – 18%, в 2015 году – 53%.
Полученные результаты показали положительную динамику развития математических представлений у детей. У детей появился интерес к выполнению заданий математического содержания, дети стали планировать свою деятельность, задавать вопросы, проявлять любознательность, самостоятельность. При выполнении заданий стали более усидчивы, спокойны, настойчивы, радуются успехам, стремятся ещё больше проявить себя. Дети могут подолгу сами работать с какими-либо играми. Проявляют яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимаются с полюбившимися им играми.
Таким образом, положительной динамике способствовали занятия по математике с использованием игровых технологий.
Организация развивающей среды
В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание развивающей предметно-пространственной среды. Среда группы формируется с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. При организации развивающей среды учитывала возраст детей, особенности развития
В группе специальное место и оборудование выделила для игротеки. Для себя определила его главным центром активности. Для познавательного развития детей по математике подобрала дидактические, развивающие игры:
“Логический домик”,
“Четвертый лишний”,
“Найди отличия”,
игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды,
конструктор Лего,
«геометрический конструктор».
Оформила уголок развивающих игр для организации образовательной деятельности детей в области математического развития. Уголок оборудован необходимыми учебно-игровыми пособиями: игры на передвижение «Составь ряд из геометрических фигур», игры на ориентацию в пространстве «Снежинка»; кубики Никитина «Сложи узор», развивающая игра «Танграм», планшет «Геометрик» Воскобовича для развития образного и вариативного мышления.
Непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников играет наглядно-иллюстративный материал, помогающий детям лучше усвоить тему. Создала каталог схем для выкладывания фигур животных, узоров из счётных палочек, что способствовало формированию пространственно-образного мышления, развитию мелкой моторики рук. Совместно с родителями изготовила иллюстрированный альбом, содержащий игровые задания для закрепления знания чисел, величин, геометрических фигур, цветов, классификацию, обобщение, развитие пространственно-временных представлений.
Создала картотеку дидактических игр с целью развития мышления, памяти, воображения, сенсорных способностей детей. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки для развития сообразительности, находчивости, инициативности.
Все созданные условия позволили каждому ребёнку найти свой собственный путь в “математику” через игру, вызвать желание к познанию нового, способствовать умственному и личностному развитию.
Формы, методы, приемы и средства математического развития дошкольников.
Основной формой организации работы являются развивающие игры и упражнения, которые используются на занятиях, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей.
Игры или игровые упражнения я применяю для того, чтобы заинтересовать и привлечь внимание детей к изучаемому материалу. Для этого в начале образовательной деятельности использую сюрпризные моменты. Для создания которых, применяю современные компьютерные технологии. Вот некоторые из них:
На экране телевизора появляется «волшебное зеркало», которое показывает, что происходит в Сказочной стране.
Электронное письмо, получаем с детьми от разных персонажей мультфильмов и сказок.
Отправляемся в путешествие на паровозике: «чух-чух», в сопровождении весёлой песенки.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление.
Организую игры: «Что изменилось?»; «Какой цифры не стало?», «Путаница»; «Игра сколько?»; «Убери число»; «Считай не ошибись!», «Чудесный мешочек»
Для знакомства с днями недели, формирования ориентировки во времени использую игры «Живая неделя»; «Наш день»; «Когда это бывает?»; «Назови пропущенное слово»; «Что ты сейчас делаешь?».
Использую для закрепления пространственных представлений дидактические игры: «Помоги грузовичку»; пособие «Тренажер «Снежинка»; «Кто быстрее до пруда?»; «Что изменилось?»;«Расскажи про свой узор» и другие.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала использовала игры «Кто больше увидит?»; «Найди такой же»; «Закрой окошко в домике», «Спрячь от дождика», «Какие фигуры»; «Весёлый поезд»; «Геометрическая мозаика»; «Геометрическое лото».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Организую следующие игры на развитие логического мышления «Поймай рыбу», «Разноцветные капельки»; «Кто лишний?»; «Найди отличия»; «Логические цепочки»; «Логическое лото»
Использование дидактических и развивающих игр хорошо помогает восприятию материала и способствует активному участию ребёнка в познавательном процессе. Поэтому в своей работе использую различные развивающие и дидактические игры. Организую работу с развивающими кубиками Никитина «Сложи узор».
В игре с кубиками «Сложи узор» у детей развивается пространственное воображение, внимание, графические способности, мелкая моторика рук, а так же умение комбинировать, анализ, синтез. Работать с кубиками можно с детьми любого возраста. Я начала работу с кубиками «Сложи узор» с детьми в младшей группе. Своей яркостью кубики привлекли внимание детей. Дети просто сначала выкладывали башни, дорожки, площадки, лабиринты. Мною разработана серия занятий с кубиками «Сложи узор» для детей в младшей группе. В средней группе дети выполняют задания из альбома, пытаются сами придумывать узоры, используют кубики в игровой деятельности.
Меня заинтересовала методика игровой деятельности Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Решила применить данную технологию на практике, а именно, использовать планшет "Геометрик". Изготовить свои планшеты помогли родители.
Это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Первые занятия с использованием планшета проводила в младшей группе. Сначала дети учились правилам игры на планшете, строили дорожки. Также в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы). Сочиняем сказку в картинках, а образы героев рисуем на планшете, рисуем место куда попали наши герои. Изготовила альбом со схемами к планшету "Геометрик". Создала электронное пособие для игр с "Геометриком".
С целью формирования навыков моделирования, развития конструктивного воображения детей, я применяю ЛЕГО-технологию.
В начале организовывала спонтанные ЛЕГО-игры. Этот этап – свободной (спонтанной) деятельности – начало знакомства ребенка с ЛЕГО. Дети на данном этапе познакомились с новой игрушкой, потрогали ее, открыли для себя яркие цвета и разнообразие форм ЛЕГО-элементов, просто перебирая эти замечательные, так призывно стучащие детальки, изучая, как разноцветные кирпичики соединяются друг с другом, что из этого получается. Далее строили дорожки, башенки. Создали свой зоопарк из ЛЕГО.
Эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников является игра «Танграм». Дети по схемам собирают птиц, зверей, затем составляют о них рассказы и делятся друг с другом. Создала игру презентацию «Собери Танграм», что помогает детям сориентироваться в игре.
Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.
Применяю игры – презентации для закрепления полученных знаний и навыков, такие как:
«Третий лишний»,
«Какая картинка лишняя»,
«Какие фигуры спрятались в рисунке»,
«Геометрическая мозаика»,
«Головоломки»,
«Найди два одинаковых предмета» и другие.
Использую следующие методы и приемы
практические (игровые);
экспериментирование;
моделирование;
воссоздание;
преобразование;
конструирование.
Мною создана картотека игр – презентаций «Занимательная математика».
Как одной из форм познавательно-игровой деятельности использовала интегрированные занятия.
Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Вся работа по развитию у детей математических способностей проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.
Совместная работа с родителями, оформление стендового материала по освещению этапов развития у детей математических способностей, познавательного интереса, советы в помощь родителям, активное участие самих родителей в играх, беседах, помогает расширить познавательные интересы детей. Во взаимодействии с родителями использовала разнообразные формы работы. Подготовила и провела консультации для родителей. Подготовила рекомендации по организации домашней игротеки и проведению развивающих игр с детьми в семье. Оформила фотовыставку «Играем в Танграм», разработала памятки-аннотации по использованию этой игры. Провела вечер вопросов и ответов по теме: «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников», что способствовало повышению компетентности родителей в вопросах развития математических способностей детей. Родители наши союзники, сотрудники, с которыми можно было легко решать последующие этапы обучения. У родителей появляется внимание к интересам и успехам детей».
Провела серию консультаций для воспитателей по развитию познавательных интересов у дошкольников по математическому воспитанию. Разработала «Методические рекомендации для педагогов по использованию технологии В. В. Воскобовича. Провела мастер классы по играм «Танграм»; планшет «Геометрик». Представила опыт работы по использованию игровой технологии на методическом объединении города.