Татьяна Кулижникова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования.
Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года является тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники лепки (соленое тесто).
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития готовности к школьному развитию.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2016
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова). Движения рук, в частности упражнения для пальцев, являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и для дальнейшего его совершенствования. Как правильно говорят многие ученые - наша речь находится на кончиках наших пальцев.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и может изменить. В лепке большое место отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами: цвет, форма, величина. (Надежда Александровна Курочкина). А для моих воспитанников - ребят 2 младшей группы это очень важная задача, которую мы стараемся решать.
Целью моей работы было следующее: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развивать руку ребенка через пластическую деятельность, используя пальчиковые и тактильные игры и дальнейшую подготовку руки к письму.
2. Формировать устойчивый интерес к продуктивной деятельности (лепке).
3. Осуществлять преемственность в работе воспитателя с родителями по данной проблеме.
4. Совершенствовать речь детей через лепку, путем использования пальчиковых и тактильных игр.
5. Развивать интерес к лепке и знакомство с ее основными
простейшими приемами. Закреплять знакомые способы и осваивать новые, которые включают в себя работу пальцев: раскатывание материала под углом ладонями рук - морковка, ракета; раскатывание и соединение различных форм - бублик, пирамидка; скатывание и вдавливание пальцем материала - чашка, бокал; соединение нескольких частей в один образ -снеговик, снежная баба.
6. Развивать воображение детей.
7. Создавать наиболее комфортную эмоциональную обстановку для детей в общении со взрослыми и со сверстниками.
8. Обогащать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики у детей и для развития речи детей.
Одной из основных моих задач является создание для каждого дошкольника условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. На занятия лепкой во 2 младшей группе уделяется не так много времени. 2 занятия в месяц. Эти занятия чередуются с аппликацией. Поэтому я осуществляла свою работу индивидуально с каждым ребенком или подгруппами.
На мой взгляд, поставленные задачи были выполнены.
Пути и формы выполнения поставленных задач были разнообразные, а именно:
1. Мною была составлена картотека пальчиковых игр для детей.
2. Были подготовлены консультации для воспитателей:
- Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе лепки.
3. 29 марта 2016 года мною было проведено открытое занятие - Цветы на полянке для педагогов МБДОУ № 112 Золотая рыбка.
4. Были проведены консультации для родителей:
- Лепка с детьми из соленого теста.
- Игра на развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста.
- на родительском собрании (тема которого была - Сплочение детско-родительского коллектива, которое состоялось 15.10.2015года была проведена консультация - Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
5. Так же был проведен мастер-класс для родителей по лепке из соленого теста с использованием природного материала - Путешествие в осенний лес.
6. На итоговом родительском собрании 24. 05.2016 г. состоялась выставка картин работ детей из соленого теста и пластилина : чудо-дерево, золотые рыбки, сова и совенок, новогодняя елочка, к далеким звездам:
7. Выставки детских работ из соленого теста и пластилина 1 раз в 2 недели в раздевалке группы.
лепка из соленого теста - мяч
снежинка -
8. Изучение методической литературы по данной теме.
9. Изготовила дидактическую игру на развитие тактильных ощущений -Узнай на ощупь:
10. Подготовили подборку пальчиковых игр в картинках для детей.
11. Участие в групповых проектах в течение года:
- Мой друг – веселый мяч:
- Страна Снеговиковия:
- Встречаем перелетных птиц:
- Сказки дедушки Корнея:
- Золотая рыбка:
12. В течение всего учебного года мы принимали участие в различных конкурсах.
13. Вот некоторые работы детей по ООД (лепке) : лепка баранки
клоуны
ракеты
рукавички
Сердечки для мамочки
Совы и совята
Птички
14. В течение данного учебного года я принимала участие в различных конкурсах. И некоторые мои работы были из соленого теста.
Все формы работы, которые я запланировала, были осуществлены, а именно:
-) совместная деятельность воспитателя и ребят;
-) индивидуальная работа с детьми;
-) самостоятельная деятельность детей;
-) совместная деятельность воспитателя с родителями и детьми.
Методы и приемы работы:
-) массаж ладоней массажными мячами;
-) массаж кистей рук;
-) массаж ладоней путем раскатывания карандаша, игры-шнуровки;
-) пальчиковые игры со словом;
-) пальчиковые игры со словом и различными материалами одновременно (тесто, крупа, орехи, семечки, горох, палочки, веревочки, кистевой эспандер, пуговицы и т. д.);
-) пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
-) лепка из пластилина;
-) лепка из соленого теста;
-) игры: мозаика;
-) игры с прищепками;
-) использование природного материала в процессе лепки (шишки, ракушки, зерна, семена и др.);
-) игры «найди тень», «освободи цепочку»;
-) игры на развитие тактильной памяти;
-) раскрашивание рисунков;
-) игры с конструктором; вкладышами;
-) составление пазлов (сначала в рамочке, а потом и без нее).
Таким образом, те мероприятия, которые были мною намечены на данный учебный год по теме моего самообразования, я считаю выполненными.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме.
-) создавать коллективные и индивидуальные работы с детьми из соленого теста с привлечением природного и бросового материала;
-) тесное взаимодействие с родителями: консультации по различным вопросам из данной темы, проведение мастер-классов в работе с соленым тестом;
-) взаимодействие с педагогическим коллективом МБДОУ № 112: проведение консультаций, мастер-классов, обмен опытом;
-) продолжить пополнять картотеку пальчиковых игр для детей дошкольного возраста;
-) подготовка и проведение проектов в группе;
-) участие в конкурсной жизни детского сада, города, страны.
Дорогие коллеги, буду очень рада, если вас заинтересовала моя работа.