Зубатова Ольга Александровна
Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме : «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования» и поделиться положительным опытом работы в данном направлении. Данная информация имеет ценность для педагогов, работающих с детьми от 2 до 4 лет.
Публикация «Отчёт (фото) по теме: „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования“,» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» сентябрь 2017
Цель работы: формирование у детей младшего дошкольного возраста перцептивных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе рисования с помощью нетрадиционных техник.
Задачи:
Выявить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Организовать систему работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать восприятие, постепенно включая все органы чувств. Упражнять в обследовании предметов, выделяя их цвет, величину, форму; создавать условия для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов, побуждать детей включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.
Развивать аналитические способности: умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина.
Для реализации поставленных целей и задач была разработана система работы, которая осуществлялась в три этапа:
1. Подбор литературы, изучение теоретических основ проблемы в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.
2. Разработка содержания образовательно – воспитательного процесса, составление плана работы (постановка цели, задач; Организация соответствующей предметно пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС и возрастом детей; Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми и с родителями в данном направлении).
3. Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах. Основной этап работы строился на:
Взаимодействии с детьми:
• Рисование пальчиками
• Рисование печатками из картофеля
• Оттиск пробкой
• Тычок жёсткой полусухой кистью
• Рисование ватной палочкой
Взаимодействии с родителями:
• Анкетирование
• Консультации
• Доклады
• Мастер – класс
• Организация выставок
• Оформление папок – передвижек
Взаимодействии с педагогами:
• Консультации
• Обмен опытом в социальных сетях
Взаимодействие с детьми предполагает организацию и проведение ООД по ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно – исследовательской деятельности). Основные методы и приёмы, которыми я руководствовалась в работе с детьми:
Рисование в воздухе
Совместное рисование
Дорисовывание ребёнком
Самостоятельное рисование
Зрительное обследование предмета
Игры руками в воздухе (обследование контура)
Дидактические игры, задания, упражнения
Наблюдения, рассматривание
Игровые ситуации
Использование предметов – заместителей
Накладывание фигуры на контур, прорисованный на образце
Учёт возрастных возможностей младших дошкольников позволил определиться с техниками, доступными для освоения детьми. Всего было отобрано 6 техник, указанных выше, в ходе которых дети познакомились с такими нетрадиционными материалами и средствами изображения как:
Детская ладошка
Пальцы рук
Печатки (штампы) из картофеля (разного по величине)
Пробки (разные по цвету и величине)
Жёсткие клеевые кисти
Ватные палочки
Система работы по ознакомлению младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования строилась по принципу «от простого к сложному». Работа началась со знакомства азов рисования ладошками, затем с техникой «пальцеграфия» (она сложнее и требует более целенаправленных движений, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск пробкой, рисование печатками из картофеля, рисование ватной палочкой. После знакомства с разными нетрадиционными материалами и освоения техники работы с ними, работа усложнялась на основе принципа «включения», т. е. сочетания разных техник в одном рисунке. Это позволило разнообразить практические познавательные действия, направленные на обогащение сенсорного опыта детей.
Как показала диагностика (сенсорного развития О. Л. Канонко, проведённая до организации работы с детьми (констатирующий эксперимент, дети имеют неплохие показатели по сенсорному развитию. Автор данной диагностики оценивает сенсорное развитие по следующим критериям:
1. Цвет
2. Форма
3. Величина
4. Ориентация в пространстве, во времени
5. Запах, вкус
6. Звуки
7. Тактильные возможности
С высоким уровнем - 23%, достаточным - 25%, средним – 15%, удовлетворительным – 17%, и низким – 20%.
Однако после организованной системы работы с детьми показатели (контрольный этап) значительно улучшились. Количество детей с низким показателем сократилось с 20% до 12% (8%, с удовлетворительным с 17% до 7% (10%, со средним с 15% до 20% (5%, с достаточным с 25% до 30% (5%, а высоким с23% до 31% (8%). Данная диагностика позволяет сделать вывод о положительной динамике и эффективности применения разработанной системы работы с детьми в данном направлении.
Вывод: использование разнообразных приемов, а также материалов различных фактур в процессе нетрадиционного рисования способствуют наиболее эффективному решению задач сенсорного развития младших дошкольников. Поэтому систематичное использование нетрадиционных техник рисования должно занять достойное место в воспитательно – образовательном процессе, направленном на познавательное развитие младших дошкольников.
Также хочу представить вашему вниманию фотоотчёт детских работ из системы работы.
1. Рисование по принципу «От простого к сложному», осваивание доступных техник :
Рисование ладошкой.
«Маме к празднику"
«Осьминожка»
«Рыбка в домике»
«Лебедь»
Рисование пальчиком.
«Платье для куклы Кати».
«Коровушка Пеструшка»
«Подсолнух»
«Жирафы»
«Котята»
«Самолёт»
«Еловая веточка»
«Колосок для мышки»
«Снегопад»
«Зёрнышки и крошки»
«Гепард»
«Черепашка»
«Платочек для матрёшки»
«Рябинка»
Рисование жёсткой полусухой кистью (тычок)
«Одуванчики в траве»
«Снежинки»
Рисование пробкой
«Снеговик»
«Гусеница»
«Одуванчик»
«Снежные комочки»
Рисование печатями из картофеля
«Бусы для мамы»
«Воздушные шарики»
«Осенние деревья»
Рисование ватной палочкой
«Фонарики – золотые шарики»
«Ветка рябины»
«Дождик»
2. Рисование по принципу «включения» (в одном рисунке сочетается несколько усвоенных техник) :
«Малыш оленёнок»
«Божья коровка»
«Наше лето»
«Яблочко»
«Репка»
«Лучок»
«Грибочки»
«Компот»
«Паровоз»