Наталья Афанасьева
Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
- Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях»;
- Основной образовательной программы МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Веселые звоночки», утвержденная приказом заведующего МБДОУ ЦРР – детский сад №14 «Весёлые звоночки» от 12.08.2015г. № приказа 124;
- Учебного плана дошкольной образовательной организации на 2015 – 2016 учебный год, принятый на Совете педагогов протокол от 31.08.2015г. №1.
Рабочая программа составлена на основе следующих комплексных программ:
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014;
- Н. Ю. Куражёвой, Н. В. Вараевой. «Цветик-семицветик» программа психолого-педагогических занятий. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
В данной программе обобщены и структурированы различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея работы — в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цель: интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амо-нашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной).
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной каждому периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. В частности:
• 5-6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
Задание на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения,мышление, а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий
• Аудиовидеотека;
• настольно-печатные игры;
• предметные игрушки;
• доска;
• цветные мелки;
• карандаш;
• строительный материал;
• ковер;
• рабочие тетради.
Принципы реализации программы
1. Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
2. Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
3. Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
4. Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
5. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
6. Принцип систематичности и последовательности - заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
7. Принцип оздоровительной направленности - обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 года и представляет собой систему из 34 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю, в течение семи месяцев: с 15 сентябрь – 15 мая, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня интеллектуального, эмоционального и волевого развития. Продолжительность занятий не более 25 минут. Занятия проводятся с подгруппой детей (всего две подгруппы, состоящей из 10-12 детей. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап:
• создание эмоционального настроя в группе;
• упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап:
• сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
• выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап:
• Подача новой информации на основе имеющихся данных;
• задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
• отработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап:
• Обобщение полученных знаний;
• Подведение итогов занятия
Ожидаемый результат: дети станут более эмоционально устойчивы и отзывчивы; установятся коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения; повысится познавательная активность и уровень развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения свойственный данному возрасту; сформируется умение подчинять своё поведение нравственным нормам.
Методическая литература
1. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6лет «Цветик-семицветик», Куражёва Н. Ю., ВараеваН. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.
2. Рабочая тетрадь 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет, Куражёва Н. Ю., ВараеваН. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.
3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками, автор-составитель Григорьева М. Р.
4. Формирование познавательной сферы у тетей 5-7 лет, автор-составитель Никулина Ф. Х.
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
4. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденные постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях»