Ирина Николаева
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математических представлений).
КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста».
Рассмотрена на заседании учителей-дефектологов.
Согласована на педагогическом совете.
Утверждена директором.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога „Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Программа составлена на основе программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение». 1991 г. для детей младшего дошкольного возраста на 2017-2018 учебный год.
Составитель: учитель-дефектолог Николаева Ирина Владимировна.
Оглавление:
1. Пояснительная записка.
2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей с нарушением слуха.
3. Психофизические особенности детей с нарушением слуха.
4. Формы организации коррекционной работы.
5. График организации мониторинга.
6. Образовательные области.
7. Содержание программы.
8. Список литературы.
9. Приложение.
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа предназначена для работы с неслышащими детьми 3-4 лет (младшая группа). Она включает в себя разделы по развитию речи, по развитию слухового восприятия и обучению произношения, по формированию элементарных математических представлений. Программа составлена в соответствии с годовым планом дошкольного учреждения и не противоречит ее задачам. Основой служат Программы для специальных дошкольных учреждений 2 вида. Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Шматко Н. Д. «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». Москва, «Просвещение», 1991 год.
Уровень развития неслышащего ребенка зависит от следующих факторов: степени нарушения слуха; времени возникновения дефекта слухового анализатора; педагогических условий, в которых находится ребенок после нарушения функционирования слухового анализатора; индивидуальных особенностей самого ребенка; уровня психического развития.
Важным условием организации коррекционно-воспитательной работы в дошкольном учреждении для неслышащих детей является применение звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и режимные моменты, широкое использование и развитие остаточного слуха
2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей с нарушеним слуха.
Цели и задачи деятельности.
Цель и задачи деятельности КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста» по реализации основной общеобразовательной программы определены на основе анализа потребностей родителей, ожиданий социума.
Цель деятельности: разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Удовлетворить особые образовательные потребности, обеспечивающие формирование и развитие ребёнка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей.
3. Оптимизация оздоровительной деятельности и использование в своей работе здоровьесберегающих технологий.
4. Развитие эстетической восприимчивости ко всему окружающему, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты.
5. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Принципы и подходы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Специфические принципы воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха:
- Принцип единства воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип доступности, учета уровня психического развития ребенка с нарушением слуха, структуры дефекта, индивидуальных особенностей в построении коррекционно-воспитательной работы.
- Принцип использования остаточного слуха и применения звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимных моментах.
- Принцип использования речевых средств в естественных и в специально созданных условиях.
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
- Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.
- Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
- Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Принцип преемственности между специальным дошкольным учреждением и начальной школой соответствующего типа.
3. Психофизические особенности детей с нарушением слуха.
Характеристика детей с нарушением слуха
По состоянию слуха различают детей глухих и слабослышащих (страдающих тугоухостью).
• Глухие дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т. д.). Но разборчивое восприятие речи невозможно.
• Слабослышащие (страдающие тугоухостью) дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.
Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.
Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям в их формировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий.
4. Формы организации коррекционной работы.
Организованная образовательная деятельность учителя-дефектолога осуществляется в проведении:
фронтальных (подрупповых) занятий:
- по развитию речи – 2 занятия в неделю;
- по РСВ и обучению произношения – 2 занятия в неделю;
- по ФЭМП – 1 занятие в неделю;
индивидуальных занятий ежедневно с каждым ребенком по 15 минут.
Среди общего времени непосредственной образовательной деятельности (далее НОД, отводится 50% на деятельность, требующую от детей умственного напряжения, остальные 50%, составляет продуктивная деятельность и деятельность эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла.
5. График организации мониторинга.
Сроки и содержание работы
1-16 сентября - Первичное обследование развития детей.
10 – 14 января - Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы по разделу «Развитию слухового восприятия»
12 - 22 мая
Мониторинг достижения результатов освоения программы по всем разделам
6. Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие.
Развитие игровой деятельности.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Безопасность.
Познавательное развитие.
Сенсорное развитие.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Речевое развитие.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм.
Практическое овладение нормами речи.
Художественная литература
Физическое развитие.
Защита, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
7. Содержание программы.
Развитие речи.
Задачами данного раздела программы являются:
- формирование словарного состава речи, которое заключается в планомерном развитии значений слов и словосочетаний;
- активизация различных речевых умений реальных ситуаций общения;
- развитие разнообразных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо - зрительного восприятия, слушания).
Задачами данного года обучения на занятиях и в быту является создание и поддержание ситуации общения (слухоречевой среды). Учить детей пользоваться усвоенными словами и фразами, поощрять все случаи речевого общения.
В задачи педагога по данному разделу входят систематизация всей работы по развитию речи, осуществляемой на занятиях по другим разделам программы и вне их, отработка и закрепление речевых умений, приобретенных на этих занятиях, уточнение значения слов и их связи с другими речевыми единицами, комбинирование различных речевых высказываний в зависимости от коммуникативных целей.
Работа по развитию речи обеспечивается в различных условиях:
- в быту, во время проведения режимных моментов (прогулка, прием пищи, одевание и т. д., где основное внимание должно быть уделено уточнению значений слов и фраз, активизация усвоенного речевого материала в процессе общения;
- на занятиях по развитию речи, в процессе которых происходит усвоение значения слов и фраз, уточнение их звуко-буквенного состава, формирование разных видов речевой деятельности (говорения, слухо-зрительного восприятия, чтения, письма, слушания). В ходе занятий усвоенный речевой материал включается в различные коммуникативные ситуации;
- на индивидуальных занятиях, где идет уточнение произносительной стороны речи при максимальном использовании остаточного слуха детей;
- на занятиях по другим видам деятельности, где детям дается материал, необходимый для усвоения содержания данного раздела программы;
- в семье, где родители, ориентируясь на рекомендации сурдопедагога, могут достаточно эффективно продолжить развитие речи детей, закреплять у них речевые навыки.
Приоритетные направления.
1. Создание потребности общения (коммуникации, развитие сенсорных способностей (развитие внимания, мышления, памяти и т. д.).
2. Развитие у детей первичного навыка восприятия слова в различных формах (дактильной, письменной, устной).
3. Воспитание привычки воспринимать слово, как сигнал к действию.
4. Воспитание навыка сопряженно-отраженного проговаривания.
5. Обучение дактильному чтению (от глобального к побуквенному, аналитическому).
В данной программе принят тематический подход к предъявлению и отработке речевого материала. Тематика занятий определяется сферой интереса ребенка-дошкольника и тесно связано с их практической деятельности, условиями жизни в детском саду и дома.
Темы занятий: Игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, семья, животные, погода, части тела, мебель, посуда, растения, профессии.
В содержание работы входит:
- различать значения слов в процессе устного называния, подкладывания табличек к соответствующим игрушкам, предметам, картинкам;
- понимать и выполнять поручения по устной и письменной инструкции;
- понимать по табличкам фразы с глаголами в настоящем времени;
- проводить различные упражнения мелкой моторики (движения кистей рук и пальцев);
- учить аналитическому чтению слов и фраз с помощью дактильной азбуки;
- учить работать с разрезной азбукой с опорой на таблички;
- воспитывать интерес к художественной литературе, используя адаптированные произведения (сказки, стихи, потешки).
К концу года дети должны:
- читать с помощью дактильной азбуки знакомые слова;
- складывать знакомые слова из разрезной азбуки с опорой на табличку;
- различать значения знакомых слов и простых фраз в процессе общения со взрослыми и детьми;
- понимать и выполнять поручения по устной и письменной инструкции.
Развитие слухового восприятия и обучение произношению.
Задачей данного раздела для детей с недостатками слуха является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
На базе развивающегося слухового восприятия создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, совершенствуются навыки речевой коммуникации. Развитие остаточного слуха реализуется в трех основных направлениях:
- выработка условно-двигательной реакции на звук;
- обучение различению и опознаванию неречевых и речевых звучаний;
- восприятие речи на слух;
Речевой слух, который развивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, является основой для формирования слухо-зрительного восприятия устной речи и обуславливает возможности формирования произносительной стороны речи. Формирование устной речи детей в этом возрасте связано с сензитивным процессом к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков. Без специальной последовательной работы устная речь детей с недостатками слуха не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка.
Основная задача обучения произношению – создание потребности в устном общении, формирование внятной максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы.
Формы работы по РСВ и обучению произношения:
- фронтальные занятия по подгруппам, которые формируются с учетом степени потери слуха и уровня речевого развития;
- индивидуальные, которые наиболее полно реализуют слуховое восприятие и призносительные возможности каждого ребенка.
Приоритетные направления.
1. Обучение правильному пользованию звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными слуховыми аппаратами.
2. Обучение реагированию на неречевые и речевые звуки (вырабатывание условно-двигательной реакции на звучание).
3. Обучение различению неречевых звучаний и речевого материала.
4. Формирование потребности в общении.
5. Развитие способности к подражанию звучащей речи.
В качестве основных методических приемов используются:
- специальные игры;
- сопряженное проговаривание;
- отраженное проговаривание;
- фонетическая ритмика;
- речевые зарядки.
В содержание работы по развитию остаточного слуха детей входит обучение:
- ощущению неречевых (барабан, дудка и т. п.) и речевых (слогосочетания) сигналов при постоянном увеличении расстояния от источника звука;
- восприятию звуков окружающего мира;
- различению на слух неречевых и речевых сигналов: различение звучания игрушек, определение количества, долготы, громкости, темпа;
- восприятию на слух речевого материала: звукоподражания, слов и словосочетаний.
В содержание работы по обучению произношения входит работа над:
- речевым дыханием;
- голосом;
- звуками и их сочетаниями;
- словом;
- фразой.
К концу года дети должны уметь:
Самостоятельно произносить звукоподражания, лепетные и полные слова слитно, в темпе, близком к естественному (фразы из 2-3 слов, с соблюдением словесного ударения, норм орфоэпии, пользоваться голосом нормальной высоты.
Формирование элементарных математических представлений.
В задачу данного раздела входит формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение.
Программа рассчитана на систематическое обучение детей на специальных занятиях, расширение их математического опыта в процессе разных видов практической деятельности.
Основные направления:
- формирование количественных представлений;
- формирование представлений о величине;
- формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении.
Работа по этим направлениям осуществляется не последовательно, а параллельно. На занятиях по ФЭМП ведется систематическая работа по развитию речи. Опора на наглядность не должна мешать полноценному речевому оформлению производимых действий и операций.
Ведущей формой работы по развитию математических представлений являются специальные фронтальные занятия. Вместе с тем счетный материал может отрабатываться с детьми индивидуально на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по другим видам деятельности, в режимные моменты (во время дежурства, на прогулках и т. п.). Связи с разделами программы выражаются не только в содержании, но и в методах обучения (дидактические игры, специальные наблюдения, действия с предметами, упражнения, в речевом материале, в требованиях к овладению разными формами речи.
В содержание работы данного раздела входит:
Количество и счет.
- учить выделять один предмет, два, три из множества по подражанию, по образцу, по слову. Соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах трех. ;
- учить сравнивать группы по количеству входящих в них предметов, устанавливать равенство и неравенство, пользуясь наложение и приложением
Величина.
- сопоставлять предметы по заданному признаку (по высоте, ширине, длине). При сравнении предмета по заданному признаку пользоваться приложением и наложением, учитывать величину в работе с дидактическими игрушками.
Форма.
- учить детей различать плоскостные (круг, квадрат, треугольник) и объемные (шар, куб) формы. Учитывать форму в работе с дидактическими игрушками;
- учить обследовать предметы зрительно и тактильно-двигательно.
Ориентировка в пространстве.
- учить детей ориентироваться в пространстве (далеко – близко, внизу - наверху);
- учить раскладывать предметы, игрушки правой рукой слева направо.
К концу года должны уметь:
- выделять нужное количество из множества по подражанию, по образцу, слову.
- сопоставлять группы предметов по количеству, устанавливать равенства, неравенство групп;
- соотносить предметы с количеством пальцев;
- сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по высоте, длине, ширине;
- различать объемные и плоскостные и геометрические формы;
- иметь представление о том, что такое далеко, близко, наверху, внизу, рядом, ориентируясь от себя;
8. Список литературы.
1. Основа рабочей программы - Программы для специальных дошкольных учреждений Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Шматко Н. Д. «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». Москва, «Просвещение», 1991 год.
2. Нормативно-правовая база - Закон РФ «Об образовании»; «Конвенция о правах ребенка»; «Трудовое законодательство».
3. Методическая литература –
Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М., ВЛАДОС, 2001г.
Дошкольное воспитание аномальных детей. Под. ред. Л. П. Носковой. М., Просвещение, 1993г.
Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., Просвещение, 1969г.
Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование речи дошкольников с нарушенным слухом. М., ВЛАДОС, 2003г.
Настольная книга педагога-дефектолога. Т. Б. Епифанцева, изд. 3-е, Ростов на Дону, Феникс, 2007г.
Л. Н. Ефименкова Коррекция звуков у детей. М., Просвещение, 1987г.
Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом.
Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина Основы логопедии. М., Просвещение, 1989г.
9. Приложения.
1. Перспективный план по развитию речи.
2. Перспективный план по ФЭМП.
3. Перспективный план по РСВ и обучению произношения.