Светлана Носкова
Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Рабочая программа кружка „Говорушки“ по речевому развитию детей старшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка.
Цель программы : Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет в процессе игровой деятельности.
Задачи:
– формировать лексико-грамматический строй речи;
– формировать навык построения связного высказывания;
– формировать познавательную активность детей;
– обучать навыкам эффективной коммуникации.
При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы :
Теоретические занятия: беседы.
Практические занятия: групповые и индивидуальные игры и упражнения, направленные на развитие речи.
Таким образом, перечисленные выше задачи будут решаться комплексно.
Программа разбита на блоки :
1. Теоретическая часть (беседы, сообщения) : времена года (осень, зима, весна, лето, лес, продукты питания, мое село, профессии, школа, транспорт. – 11 часов
2. Практическая часть (групповые и индивидуальные игры и упражнения по развитию речи, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения, логоритмические упражнения). – 85 часов.
3. Подведение итогов (проведение итогового мониторинга, тестирования уровня развития основных речевых знаний и умений). – 3 часа.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Предполагаемые результаты:
• повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
• обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;
• умение самостоятельно строить связное высказывание;
• воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.
Данная программа социально-педагогической направленности рассчитана на один год обучения детей 5-6-летнего возраста.
К концу курса занятий дети должны уметь:
*участвовать в коллективном разговоре : задавать вопросы и отвечать на них.
* различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст.
*пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
*осознанно составлять рассказ по серии картинок.
*рассказывать сказки, загадывать загадки, выразительно в собственной манере прочесть стихотворение.
* составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.
К концу курса дети должны знать:
*структурную организацию текста
*основные средства связи между смысловыми частями высказывания
*основные понятия программы
График работы кружка «Говорушки»
№ Мероприятия Количество дней Время проведения
1 Кружок 1 раз в 2 недели 15.35 –16.05
Описание разделов программы
Программа определяет развитие тех речевых знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяют следующие основные структурные элементы:
Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие навыков звукового анализа, интонационной стороны речи. Упражнения направленные на развитие чувства ритма и рифмы готовят детей к восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность его собственной речи.
Словарная работа предполагает решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря; формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово, понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний. Работа с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.
Формирование грамматического строя речи предполагает обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, развитие языковых обогащений. Осуществляется при помощи упражнений на согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, употреблении несклоняемых слов, образовании степени сравнения прилагательных, изменение значения слова, придания ему другого смыслового оттенка с помощью суффиксов. Для формирования в речи детей разнообразных сложных предложений используется прием составления коллективного письма.
Развитие связной речи включает формирование умений строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно – образного и логического мышления.
Развитие речи дошкольников осуществляется посредством речевых игр, пальчиковой гимнастики, игр для развития артикуляционного аппарата, логоритмических упражнений.
Для реализации программы используются следующие методические рекомендации:
1. Бахарева К. С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» - Ростов н/ Д: Феникс, 2009г.
2. Кошелева Г. А. «Развитие речи в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2009г.
3. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» - Москва: Просвещение, 1983г.
4. Киселева Г. А. «Книжка – учишка» Альбом игровых упражнений и графических навыков детей 4-6 лет – Москва, 2011г.
5. Алябьева Е. А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» - методическое пособие, ж/л «Логопед» : Москва: творческий центр, 2011г.
6. Арефьева А. Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.
Календарно – тематическое планирование
№ Месяц Тема занятия Формы и методы проведения
1. Сентябрь Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. Выявление наличия или отсутствия положительной динамики.
2. Моя семья Пальчиковая гимнастика. Игра с картинками «кто ушел? Кто пришел?». Составление рассказа по сюжету.
3. Октябрь Осень (деревья, кустарники) Упр. : «с какого дерева лист, веточка?», «что происходит с листьями», «считай и называй», «подскажи словечки». Игра «четвертый лишний».
4. Хлеб. Урожай. Упр. : «скажи по образцу», «скажи со словом нет», «посчитай от двух до десяти, парами», «скажи какой, какое, какая», «скажи каким бывает хлеб».
5. Ноябрь Бытовая техника и приборы. Упр. : «назови ласково», «один-много», «посчитай», «скажи со словом нет». Беседа по теме.
6. Одежда и головные уборы. Игры: «исправь ошибку», «помоги детям одеться». Упр. : «расскажи-ка», скажи наоборот», «договори слово», «подбери слово».
7. Декабрь Животный мир. Беседа и составление рассказа по картине. Игры: «расскажи про животное», «теленок».
8. Зима. Упр. : «скажи наоборот», «подбирай, называй, запоминай», «помоги Тане одеться». Игра «закончи предложение». Отгадывание загадок. Обведение по контуру, штриховка.
9. Февраль Военная техника. Обведение по контуру, штриховка. Упр. : «скажи наоборот», «назови ласково», «из чего – какой». Игры: «закончи предложение», «правильный ответ», «сравни по размеру». Беседа о видах транспорта.
10. День Защитников Отечества. Упр. : «назови по образцу», «кто это делает?», «один-много», «назови ласково», «посчитай».
11. Март Международный женский день. Обведение по контуру, штриховка. игра «красивые слова о маме». Логоритмические упражнения.
12. Первоцветы, комнатные растения. Упр. : «скажи ласково», «посчитай 1-2-5», «опиши цветок». Обведение по контуру, штриховка.
13. Птицы прилетели - весну принесли. Упр. : «скажи наоборот», «подбирай, называй, запоминай». Игры: «чего не хватает?», «сравни птиц».
14. Апрель Космос. Пальчиковая гимнастика. Игры: «назови три слова», «найди свой домик». Дыхательные упражнения.
15. Безопасность и правила дорожного движения. Пальчиковая гимнастика. Игры: «Какое слово подойдет?», «Транспортная перекличка», «Сюрпризы светофора», «Сборка грузовика».
16. Май Насекомые Упр. : «Считай и называй», «Нелепицы», «составь предложение». Игра «кто как передвигается?»
17. Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. Выявление наличия или отсутствия положительной динамики.
Список использованной литературы:
1. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. / Е. В. Кузнецова [и др. ] – М. :ТЦ СФЕРА, 2004.
2. Левина, А. Р. Развиваем речь 4-5 года : Тетрадь для занятий взрослых с детьми. /А. Р. Левина. – М. : Олма-пресс Экслибрис, 2003 (Серия «Полный курс подготовки к школе»).
3. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л. Н. Смирнова. — М. : Мозаика-Синтез, 2004.
4. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л. Н. Смирнова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 1. / Н. Э. Теремкова. – М. : «Гном и Д», 2006.
6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. / К. Фоппель. – Москва: Генезис, 1998.
7. Яцель, О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О. С. Яцель. – М. : Гном и Д, 2005.