Валентина Суханова
Рабочая программа по развитию детей с нарушением зрения в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-дефектолог Суханова Валентина Георгиевна
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1. Пояснительная записка.
1.1. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа (далее - Программа) по развитию детей с нарушением зрения старшей группы «Белочка» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушениями зрения Детский сад №11 «Подснежник» с учетом «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду (под ред. Л. И. Плаксиной)».
Публикация «Рабочая программа по развитию детей с нарушением зрения в старшей группе» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Программа составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26);
- Конституции РФ, РБ;
- законодательства РФ, РБ;
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014);
- разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с детьми 5-6 лет с нарушением зрения. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Теоретической и методологической основой программы являются : положение
Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, Л. Б. Баряева, С. Г. Шевченко).
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
Цель Программы - создание тифлопедагогического сопровождения детей с нарушениями зрения 5-6 лет в условиях комплексной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, реализации взаимодействия между коррекционно-педагогическим и лечебным процессами в тесной взаимосвязи всех участников психолого-медико-педагогического процесса.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- формирование у детей умений пользоваться нарушенным зрением;
- развитие всех психических (познавательных) процессов: развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов, развитие памяти, мышления, речи, воображения, формирование пространственной ориентации у детей;
- обучение детей использованию получаемой информации в предметнопрактической и познавательной деятельности;
4
- преодоление недостатков физического развития;
- формирование у детей эмоционально-волевых, личностных качеств, навыков социально-адаптивного поведения;
- закрепление эффекта лечения, снятие побочных явлений лечебного процесса, формирование у детей устойчивого положительного отношения к лечебным процедурам, усиление эффекта лечебно-воспитательной работы;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа сроится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС
ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Разработанная в соответствии с ФГОС ДО, Программа направлена на :
1) охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, коррекцию нарушений
зрения;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.
МБДОУ №11 д/с «Подснежник» воспитываются следующие категории
детей :
слабовидящие дети (острота зрния на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);
дети с кооглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).
5
Программа предназначена для организации коррекционной работы с детьми 5-6 лет, посещающих группу для детей с нарушением зрения.
В 2017-2018 учебном году, согласно направлениям врача-офтальмолога и результатам обследования ПМПК на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими видами нарушений зрения :
- гиперметропия различной степени тяжести,
- сложный гиперметропический астигматизм,
- амблиопия,
- косоглазие: по виду отклонения (сходящееся, расходящееся, по стабильности отклонения (постоянное, не постоянное, по вовлеченности глаз (монолатеральное, альтернирующее,
- частичный птоз.
Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей с нарушением зрения.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.
У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл
Психическое развитие детей с нарушениями зрения, так же как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности, благодаря которой формируются новые психические образования и зона ближайшего развития ребенка. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучение ее элементам и главным образом исполнительной ее стороны, так как двигательная сфера слепых и слабовидящих детей является наиболее уязвимой, влияние дефекта на двигательные акты оказывается наибольшим.
В связи с этим, развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. Например, в дошкольном возрасте у слепых сосуществующими формами ведущей деятельности являются предметная и игровая (Л. И. Солнцева, а в младшем школьном - игра и учение (Д. М. Маллаев).
У детей с нарушением зрения отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности использования их в самостоятельной деятельности. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального назначения предметов.
Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция. Причина этого кроется в несовершенстве предметных действий слепого ребенка. Наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета, которое есть у ребенка, и возможностью выполнить конкретное действие с этим предметом.
Учебная деятельность детей с нарушениями зрения имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так, учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слепых и слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети могут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них.
Внимание детей с нарушением зрения также имеет свои особенности. Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание, направленность (внешняя и внутренняя, его широта (объем, распределение, переключение (трудное, легкое, интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая, устойчивость (устойчивое
6
или неустойчивое, оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его.
Процесс реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих в современное общество с его техническими успехами требует от них большей самостоятельности и активности, что связано также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности.
Таким образом, развитие внимания у лиц этой категории связано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих. При направленном психолого-педагогическом сопровождении, осуществляемом в период преддошкольного и дошкольного возраста, многих негативных явлений в развитии внимания можно избежать или ослабить их влияние.
У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Из-за нарушения зрения дети довольно часто могут видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в связи с чем
образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти. Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью остаточного зрения, становится более полной, если поступает в комплексе с сенсорной и осязательной информацией. Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и насыщенность предметно-практического опыта за счёт стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический).
Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объёме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Дети со зрительными нарушениями имеют особенности усвоения и использования неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации. Особое значение для слабовидящих детей имеет развитие
слухоречевой памяти, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.
Дети с нарушениями зрения путают сходные по начертанию предметы, что вызывает утомление и снижение работоспособности. Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижении по помещениям дошкольной образовательной организации, в ориентировке в пространстве. Ребёнок должен знать основные ориентиры ДОО, группы, где проводятся занятия, путь к своему месту. Важно выбрать оптимально освещённое рабочее место (повышенная общая
7
освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс, где слабовидящему ребёнку максимально видно доску и педагога. Для детей с глубоким снижением зрения, опирающимся в своей работе на осязание и слух, важна слышимость во всех зонах группы. Дети, имеющие зрительные нарушения, с разрешения педагога, должны иметь возможность подходить к наглядному материалу и рассматривать его. На специально организованных занятиях и в режимных моментах рекомендуется использовать аудиозаписи. Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10-20 минут непрерывной работы. На занятиях следует обращать внимание на количество
комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику. Дети могут учиться через прикосновения или слух с прикосновением, они должны иметь возможность потрогать предметы. Важные фрагменты занятия можно записывать на диктофон. Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационные материалы нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.
Учёт данных особенностей психофизического развития дошкольников с нарушениями зрения предполагает создание особой развивающей образовательной среды, а также механизмов адаптации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, осуществление квалифицированной коррекции нарушенного развития дошкольников.
2. Планируемые результаты освоения Программы.
Целевые ориентиры образования детей с нарушением зрения. Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры усвоения Программы включают в себя многогранные качества и умения для дальнейшей адаптации в социуме и успешного обучения в школе.
Развитие зрительного восприятия:
Ребенок анализирует основные признаки предметов: форму, цвет, величину и
пространственное положение.
У ребенка формируются способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, он способен различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
8
Умеет использовать эталоны, формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке. У ребенка развивается цветовосприятие, закрепляется знание основных цветов, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.
Ребенок знает, называет и сличает величину предметов путем наложения и приложения.
Различает движущиеся предметы, понимает, называет словом скоростные качества (быстро, медленно).
Ребенок правильно воспринимает картинки по заданному плану, сличает изображения с реальными предметами.
Умеет группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине).
Умеет сличать контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами.
В процессе наблюдения окружающего мира активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия детей.
Умеет ориентироваться в пространстве, удаленном от групповой комнаты.
Умеет выделять помещения по запахам. Может запомнить и рассказать, как пройти в то или иное помещение детского сада.
Умеет называть форму предметов.
Умеет определять и словесно обозначать направления: вперед-назад, вверх-вниз, направо- налево. Понимает и действует в соответствии со словесными сигналами: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко.
Умеет выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов.
Умеет называть местоположение предметов в окружающей обстановке (стол у окна, ковер на полу, размещать предметы по образцу и словесному описанию.
Умеет ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем окружении, способен ориентировку на слух, с помощью обоняния, осязания, способен ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны листа (слева, справа от середины).
Ориентировка в пространстве.
Ребенок знает части своего тела, умеет различать их и правильно называть, соотносить с частями тела других детей, куклы.
Умеет обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами: «правая», «левая», «вверху», «внизу», «спереди», «сзади» и т. д.
Умеет находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы); обозначать их расположение соответствующими пространственными терминами (рукава - правый, левый; карманы - передний, задний; пуговицы - верхняя, нижняя).
Показывает направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: направо- налево, вверх-вниз, вперед-назад.
Умеет находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа-слева, вверху-снизу, впереди-сзади).
Умеет определять расположение других детей, игрушек, предметов (далеко и близко по отношению от себя). Употребляет в речи слова «далеко - близко».
Умеет правильно подниматься и спускаться по лестнице (держаться за перила, ставить одну ногу на одну ступеньку, а другую ногу - на следующую, смотреть под ноги).
Обозначает свои действия в речи: «Я иду (поднимаюсь) по лестнице вверх», «Я иду (спускаюсь) по лестнице вниз».
Ориентируется в групповых помещениях (групповая, спальная, туалетная комнаты и т. д.); использует при ориентировке информацию, получаемую с помощью всех анализаторов.
Умеет правильно открывать и закрывать двери; самостоятельно находит свое место за столом, кровать в спальне, шкафчик для одежды.
Умеет находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога (возьми пирамидку из шкафа, посади куклу на диван).
Умеет различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей и взрослых; узнает с помощью зрения и осязания знакомые игрушки (до 3, геометрические фигуры (круг,