Наталья Лямасова
«Аукцион осенних загадок». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Аукцион загадок от Осени».
Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет с нарушением зрения).
Выполнила: Лямасова Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ д/с 10 «Белочка».
Цель: Обобщить представления детей об осени: приметы осени, знание осенних [месяцев.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
• Учить детей составлять рассказы из личного опыта.
• Понимать и подбирать образные выражения.
Публикация «„Аукцион осенних загадок“, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Развивать связную речь, активизировать и пополнять словарь детей по теме «Осень»: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень, ледостав; старинные названия осенних месяцев: «рябинник», «листопадник», «грудень».
• Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
• Развивать диалогическую и монологическую речь.
• Развивать фонематический слух.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
• Закреплять представление о времени года «Осень», о жизни животных и растений осенью, о труде людей в осенний период.
• Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).
• Познакомить детей со старинными названиями осенних месяцев: «рябинник», «листопадник», «грудень».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• Развивать коммуникативные умения детей через выполнение заданий в мини-группе.
• Воспитывать умение детей слушать и слышать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, оказывать взаимопомощь.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
• Учить понимать выразительные средства разных видов искусства: живопись, поэзия.
• Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.
• Активизация зрительной функции.
• Развитие целостного восприятия.
• Развитие прослеживающей функции.
Предварительная работа:
- познавательные занятия по теме «Осень», «Лес», «Овощи», «Фрукты»;
- наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе «По следам Осени»;
- беседы;
- ведение дневника наблюдений;
- дидактические игры «Времена года», «Круглый год»;
- словесные игры «Так бывает или нет?», «Подскажи словечко», «Закончи предложение»;
- компьютерные игры «Отгадай загадку», «Четвертый лишний» (об осенних явлениях)
- подвижные игры «У тебя мы, Осень, спросим», «Ласточка»;
- экскурсия в осенний парк,
- творческая деятельность: «Осенний пейзаж», «Улетают птицы, улетают…»;
- чтение стихов об осени.
Перечень оборудования и используемых материалов:
• Мультимедийное оборудование;
• Магнитная доска;
• Посылка с письмом, осенними листьями, гроздью рябины и комком земли;
• Контурный рисунок дерева с кроной, разделенной на несколько частей;
• Картины-пейзажи «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»;
• Презентация к поэтической загадке «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»;
• Презентация «Приметы осени»;
• Набор картинок с изображением природных явлений, характерных для разных времен года;
• Незавершенная мини-книжка;
• Ребусы «Расшифруй слово»;
• Карандаши, маркер.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть Воспитатель вносит в группу посылку.
- Ребята, сегодня на адрес детского сада поступила посылка. Интересно, кому адресована эта посылка?
(Читает, что посылка адресована детям, любящим отгадывать загадки.)
- А вы, ребята, любите отгадывать загадки?
- Тогда эта посылка для вас.
Дети с помощью воспитателя открывают посылку и достают гроздья рябины, осенние листья, землю.
2. Постановка и принятие детьми цели занятия - Ребята, как вы думаете, кто прислал нам посылку и о чем говорят предметы, находящиеся в посылке?
- Посмотрите, ребята, здесь лежит еще письмо, давайте его прочитаем.
Воспитатель читает письмо.
- Вы правы, ребята, посылку нам прислала Осень и загадки, которые предлагает нам отгадать Осень, будут об осенних явлениях.
- А как же мы ответим на первую загадку Осени?
Воспитатель еще раз обращает внимание детей на предметы из посылки.
- Я думаю, в ходе разговора об осени, мы найдем ответ на эту загадку.
Прежде, чем приступить к отгадыванию загадок, воспитатель предлагает детям провести разминку и ответить на вопрос: «Что бывает осенним?» Дети высказывают свои предположения.
Дети, назвав осенние предметы, явления, события, закрашивают по частям крону дерева.
3. Основная часть:
Загадка в картинках: дидактическое упражнение «Такая разная осень».
- Ребята, посмотрите на эти три картинки. Они такие разные, а называются все одинаково: «Осень».
- Как вы думаете, ребята, почему?
- Давайте, дети, вспомним, как называется картина, изображающая природу?
- Как вы думаете, какой пейзаж отображает природу в начале осени?
- Как называется этот период осени?
- Как меняется состояние природы в течение осени?
- Как называется период осени, когда все деревья становятся золотыми?
- Что происходит в конце осени? Как меняется погода?
- Как называется этот период осени?
- Правильно, ребята, осень длится три месяца.
-Какому месяцу соответствует ранняя осень?
-Какому месяцу соответствует золотая осень?
-Какому месяцу соответствует поздняя осень?
- А вы знаете, ребята, что в старину осенние месяцы имели другие названия?
- Так сентябрь назывался «рябинник». Почему?
- Октябрь носил название «листопадник». Почему?
- Ноябрь назывался «грудень», потому что смерзшаяся земля грудами (кочками) лежит на дорогах.
- А сейчас, ребята, давайте пофантазируем: представьте, что вы – осеннее солнышко (воспитатель использует прием эмпатии).
- Какое у вас настроение?
- Что вы чувствуете?
- Что вас беспокоит?
- О чем вы мечтаете?
Воспитатель может показать образец на примере другого объекта, если дети затрудняются.
- Художник рассказывает нам об осени с помощью сюжета (что нарисовано, композиционного решения (как нарисовано) и цвета.
- Поэт рисует нам осень словами, используя яркие эпитеты, образные выражения, сравнения.
Поэтическая загадка: "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь".
- Следующая загадка от Осени в стихах: вам нужно отгадать, о каком осеннем месяце идет речь в стихотворении?
(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов).
- А помогут мне загадать поэтические загадки Алина и Лилия, а третье стихотворение я прочитаю сама.
Воспитатель обращает внимание детей на слайды, сопровождающие чтение. Говорит, что в них - подсказка для детей. Можно использовать рисунки с предыдущего задания, подобрав к каждому стихотворению соответствующий пейзаж.
Компьютерная игра: "Что перепутал художник?"
- Для того чтобы разгадать следующую загадку, нужно быть очень внимательным и хорошо знать явления, которые происходят осенью.
Воспитатель демонстрирует презентацию «Осенние явления», предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и убрать с нее явления не характерные для осени. В случае затруднения воспитатель предлагает посмотреть детям на картину с помощью «подзорной трубы» (сделанной из ладошек) и внимательно обследовать каждый фрагмент картины.
Зрительная гимнастика:
- А сейчас я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз, для этого снимите очки. Следите глазами за листьями.
Зрительная гимнастика проводится с помощью мультимедийного оборудования. Воспитатель напоминает детям о необходимости следить глазками за двигающимися объектами.
Динамическая пауза:
- Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и погулять по осеннему лесу.
Воспитатель читает стихотворение.
Дети выполняют движения, соответствующие словам стихотворения.
Дидактическое упражнение: "Что за книжка?"
Воспитатель обращает внимание детей на необычную книжку, в которой есть только обложка, а страницы все пустые. На обложке нарисован «портрет» Осени.
- Как вы думаете, ребята, о чем эта книжка?
- Что нужно сделать, чтобы получилась настоящая книжка?
- Правильно, ребята, нужно дополнить страницы книги иллюстрациями.
Воспитатель предлагает детям рисунки, отображающие зимние, весенние, летние, осенние явления природы.
- Выберите те рисунки, чтобы книга получилась правдивой, достоверной.
Чтобы не допустить ошибок, воспитатель советует детям работать сообща, прислушиваться к мнению других детей.
- Теперь наша книжка стала, как настоящая.
- Давайте, ребята, потом пополним ее еще загадками и стихами об осени.
][Дидактическое упражнение: "Отгадай слово".
- Ребята, в следующей загадке Осень зашифровала название осенних явлений с помощью ребусов. Чтобы отгадать их нужно определить первые звуки в изображенных картинках. Затем определить букву, которая соответствует этому звуку, и записать ее. У вас получится зашифрованное слово.
Воспитатель делит детей на пары и просит детей работать сообща.
Дети определяют первые звуки, записывают их с помощью букв и читают получившееся слово
Задание: "Составь рассказ об осени"
- Отгадывая загадки и выполняя задания, мы вспомнили об осени так много важного и интересного, что можно составить рассказ.
- А начать его можно словами: «Наступила осень…»
- А я попробую нарисовать то, о чем вы будете говорить.
Воспитатель рисует высказывания детей (комментируемое рисование).
Воспитатель предлагает детям составить рассказ об осени, используя все свои знания и наблюдения за живой и неживой природой в осенний период, а сам берет большой лист бумаги, фломастеры и переносит рассказ детей на бумагу.
Дети составляют рассказ об осени, вспоминая характерные природные явления и изменения в жизни человека и животных.
- Содержательный и интересный получился у вас рассказ, ребята, а у меня – вот такой рисунок про осень.
- Но у нас осталась не разгаданной первая загадка осени: что обозначают предметы, присланные нам Осенью.
(Воспитатель подсказывает детям, что в ходе разговора об осени, ответ на эту загадку прозвучал.)
Дети с помощью воспитателя находят ответ, повторяют старинные названия осенних месяцев.
- С помощью этих предметов осень зашифровала старинные названия осенних месяцев, назовите их еще раз: "рябинник" - сентябрь, "листопадник" – октябрь, "грудень" – ноябрь.
4. Заключительная часть.
- Ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями и отгадали все загадки Осени. Теперь никто из вас не скажет, что ледоход бывает осенью, а листопад – весной, что птицы вьют гнезда осенью, а весной улетают в теплые страны.
- Теперь вы знаете, как назывались осенние месяцы в старину и сможете рассказать об этом тем, кто не знает.
5. Рефлексия
- Понравилось ли вам наше занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным для вас?
- А с чем вы справились с легкостью?
Перечень методической и художественной литературы:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Развитие речи детей 5-7 лет. 3-е изд., дополненное. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – (Развиваем речь).
3. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. М. : Мозайка-Синтез, 2016.
4. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет (программа театрально-игровой деятельности)./ Д. Г. Кайль. Волгоград: Издательство «Учитель», 2015.
5. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий)./ О. С. Ушакова. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002.
6. И. Токмакова «Деревья».
7. Г. А. Скребицкий «Осень».
8. А. К. Толстой «Осень».
Приложение
Дидактическое упражнение: «Что бывает осенним?»
Цель: активизировать и пополнять словарь детей по теме «Осень».
Ход игры: дети, называя объекты, явления, ассоциации, закрашивают по частям крону дерева. Кто больше назовет осенних объектов, явлений, тот быстрее раскрасит крону дерева.
Дидактическая игра: «Такая разная осень».
Цель: сформировать у детей представление об осени, как о переменчивом времени года; закрепить знания о трех периодах осени: «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень». Устанавливать соответствие периода осени и осеннего месяца.
Ход игры: детям предлагается объяснить, почему под такими разными картинками-пейзажами стоит одно и то же название: «Осень». (Рисунки нарисованы воспитателем).
Словесная игра - «Поэтическая загадка: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».
Цель: учить устанавливать связи между осенними месяцами и природными осенними явлениями, «нарисованными» в стихотворении.
Ход игры: дети читают стихотворения, «рисующие» природные явления характерные для сентября, октября и ноября. Чтение стихотворений сопровождается демонстрацией слайдов, отражающих эти природные явления.
Сентябрь
Пришёл он к нам с красками,
Коснулся листьев ласково
И деревце простое
Вдруг стало золотое.
Принёс он нам зонтики,
Полил на рощу дождиком
И выросли на кочке
Волнушки и груздочки…
Просил детей заботливо
Ходить по лужам в ботиках.
И с грустью добрый друг
Отправил птиц на юг.
Октябрь
Подарило солнце лесу свой подарок:
Побежал по кронам лучик не простой -
Лес преобразился, праздничен и ярок,
Засверкал осенней, жаркой красотой.
Заплела березка косы золотые,
В желтых сарафанах липы встали в ряд,
Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,
И бордовый клену так к лицу наряд.
Ноябрь
Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,
Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.
Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки.
Гонит в небе облака, плещет серая река.
Птиц неслышно, улетели.
Скоро заметут метели, зимний холод впереди:
А пока - дожди, дожди…
Компьютерная игра: «Что перепутал художник?»
Цель: создать условия для активизации и применения детских знаний. Развитие целостного восприятия.
Ход игры: дети определят объекты на картине не характерные для осени. Объясняют, в какое время года их можно наблюдать. При прикосновении к объекту на экране, он исчезает, если ответ правильный, если ответ неверный – объект на время исчезает, а потом появляется вновь.
Зрительная гимнастика «Листопад».
Цель: профилактика зрительного утомления, развитие прослеживающей функции глаза.
Проводится с помощью использования ИКТ.
Динамическая пауза.
Цель: снятие статического напряжения,
Ходит осень по дорожке, (Дети шагают на месте)
Промочила в лужах ножки. (Шагают с высоким подниманием колена)
Ходит осень, бродит осень, (Шагают по группе)
Ветер с кленов листья сбросил. (Поднимают руки вверх и опускают вниз)
Весело в лесу шагаем (Шагают по группе)
И листочки собираем. (Наклоны вперед)
Собирать их каждый рад, (Наклоны вперед)
Просто чудный листопад! (Прыжки на месте на двух ногах)
Дидактическое упражнение «Что за книжка?»
Цель: закрепить знания детей об осенних природных явлениях.
Ход: Детям предлагается незавершенная книжка-самоделка. В книжке есть только обложка с рисунком и пустые страницы. Дети придумывают название, глядя на рисунок обложки, и предлагают дополнить страницы книги иллюстрациями, отражающими осенние природные явления и труд людей осенью. В ходе работы дети могут вспомнить осенние загадки, пословицы об осени. А потом пополнить ими страницы книги.
Карточки-рисунки с природными явлениями нарисованы воспитателем и детьми во время творческой продуктивной деятельности:
Книжка – малышка «ОСЕНЬ».
Дидактическое упражнение «Отгадай слово».
Цель: развитие фонематического слуха.
Выполнение упражнения: детям раздаются ребусы, в которых зашифрованы с помощью картинок названия осенних явлений. Дети определяют первые звуки в изображенных картинках. Затем определяют букву, которая соответствует этому звуку и записывают ее. Получается слово, читающие дети называют его.
Варианты ребусов:
Творческое задание: «Составь рассказ об осени» (комментируемое рисование).
Цель: активизация связной речи детей.
Ход: воспитатель предлагает детям составить рассказ об осени, используя все свои знания и наблюдения за живой и неживой природой в осенний период, а сам берет большой лист бумаги, фломастеры и вместе с детьми начинает фантазировать и рисовать. Дети составляют описательные рассказы, а воспитатель рисует по их указаниям. Дети увлекаются интересной коллективной деятельностью, результаты которой появляются у них на глазах. Эта ситуация побуждает их к высказываниям. Не напрягаясь, и не прикладывая больших усилий, дети легко описывают предметы,