Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ладошки» для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения

Валентина Соколова
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ладошки» для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара

Принято на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31»августа 2017г. Утверждаю:

Заведующий МБДОУ № 60

___ Т. Г. Грегер

«01» сентября 2017г.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа

«Умелые ладошки»

Направленность: социально-педагогическая

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Умелые ладошки“ для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения» размещена в разделах

Предназначена для детей дошкольного возраста с нарушением зрения :

4-5 лет (средняя группа)

Срок реализации: 1 год

Составитель: воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 60

компенсирующего вида»

Соколова В. М.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Календарный учебный график

3. Учебно-тематический план

4. Содержание изучаемого материала

5. Прогнозируемые результаты

6. Информационное обеспечение

Пояснительная записка

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка- одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто. Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Особенность программы «Ловкие ладошки» в том, что обычно в детском саду, школе на занятиях по лепке используется только пластилин. Отличительной особенностью является использование нестандартного материала для работы. Программа это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Цель программы :

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

Задачи программы.

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать речь;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Ожидаемые результаты обучения.

должны знать:

-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– понятие теплого и холодного цвета;

должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

Принцы построения программы :

1. От простого к сложному.

2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

3. Научность и Доступность.

4. Системность знаний.

5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

6. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

7. Активность и самостоятельность.

Технологии:

• Игровое обучение

• Принцип индивидуального подхода.

Методы:

• Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

• Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

• Практический

1.1. Особенности организации обучения

Программа «Умелые ладошки» разработана для детей от 4-5 лет, имеющих нарушения зрения, которая может использоваться в профилактическом, развивающем диапазоне для детей с соответствием в развитии возрастной норме; коррекционном – в работе с детьми со сниженным темпом психического развития или относящихся к группе «риска». Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, при условии системного и планомерного обучения.

Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня по подгруппам. На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков детей, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физ. пауза, гимнастика для глаз.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Этапы реализации поделены на три раздела:

- Диагностический

- Работа по программе

- Заключительное тестирование.

2. Календарный учебный график

Содержание Наименование возрастных групп

средняя (4-5 лет)

1 Количество возрастных групп 1

2 Срок реализации 01.11.2017 г. -30.05.2018 г.

3 Количество недель 30 недель

4 Режим работы ДОУ 07.30-18.30

5 Праздничные (выходные) дни 6 ноября – День народного единства

01.01.2018 – 08.01.2018 – новогодние каникулы

23 февраля – День защитника Отечества

8-9 марта – Международный женский день

30.04-2.05 мая – Праздник весны и труда

9 мая – День Победы

11-12 июня – День России

6 Сроки проведения мониторинга 21.05.2018 г. – 23.05.2018 г.

7 Отчетные мероприятия для родителей 29.05.2018 г. – 31.05.2018 г.

.

Содержание изучаемого материала.

Октябрь

Занятие

№ 1,2

Диагностика Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе. Наблюдения, опрос, лепка.

Занятие

№ 3,4

“Плюшки - завитушки” Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Соленое тесто;

Доски для лепки;

Магнитофон

Ноябрь

Занятие

№ 1,2

“Цветик - семицветик” Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Соленое тесто

Доски для лепки

Клеёнка

Картинки цветов

Занятие

№ 3,4

“Гусеничка” Продолжать учить детей лепить из соленого теста маленькие шарики, нанизывать их на проволоку, создавая образ гусеницы.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Солёное тесто зеленого цвета

Доски для лепки

Клеёнка

Проволока тонкая

Картинка гусеницы

Декабрь

Занятие

№ 1,2

“В лесу родилась елочка ” Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Соленое тесто;

Макароны;

Бусины;

Горох;

Крупа;

Блестки;

Доски для лепки

Клеёнка

Занятие

№ 3,4

“Новогодние игрушки ” Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки, макароны, горох).

Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Соленое тесто;

Формочки для выпечки;

Макароны;

Бусины;

Горох;

Блестки;

Тесьма для петелек;

Доски для лепки

Клеёнки

Январь

Занятие

№ 1,2

“Снеговик ” Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита.

Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Соленое тесто;

Доски для лепки

Клеёнки

Заготовки плоскостных снеговиков

Образец снеговика

Занятие

№ 3,4

Коллективная работа

«В лесу под рождество» Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

Лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев;

Соленое тесто;

Доски для лепки.

Клеёнки

Картины «Зимний лес»

Февраль

Занятие

№ 1,2

“Снежный домик ” Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

Соленое тесто;

Стаканчик из-под йогурта;

Фасоль

Занятие

№ 2,3

«Подарок папе - магнит ракета»

Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким, развивать внимание, мелкую моторику. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Белое тесто

Магнит

Доски для лепки

Клеёнка

Картинка ракета

Март

Занятие

№ 1,2

Мимоза

(коллективная работа)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе Лист форматом А-3;

Соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет;

Клеёнка

Занятие

№ 3,4

“Ёжик” Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Белое тесто

Доски для лепки

Клеёнка

Семечки

Апрель

Занятие

№ 1,2

“Подводное царство ” Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.

Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Соленое тесто разного цвета;

Стеки;

Макароны;

Блестки;

Бусины;

Горох;

Фасоль;

Крупа;

Пуговицы;

Доски для лепки;

магнитофон

Занятие

№ 3,4

“Цыпленок ” Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.

Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Соленое тесто;

Арбузные семечки,

Горох;

Пшено;

Доски для лепки;

Магнитофон

Игрушка цыплёнок

Май

Занятие

№ 1,2

“Мышка-норушка” Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).

Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами Соленое тесто;

Шерстяные нитки;

Семечки;

Бусины;

Доски для лепки;

Занятие

№ 3,4

“Сказочное деревце” Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Соленое тесто;

Стаканчики с водой;

Кисточки для рисования;

Доски для лепки.

Клеёнка

Май

Занятие

№ 1,2

Диагностика Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май. Наблюдения, опрос, лепка.

Занятие

№ 3-4

“Лепим сказку” Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Соленое тесто;

Стаканчики с водой;

Кисточки для рисования;

Доски для лепки.

Клеёнка

Персонажи кукольного театра

1. Прогнозируемые результаты

К концу года дети должны уметь:

1. Знать основные приемы лепки: скатывание прямыми движениями; скатывание круговыми движениями; расплющивание; соединение в виде кольца; защипывание края формы; лепка из нескольких частей; пропорции; оттягивание части от основной формы; сглаживание поверхности формы; присоединение части; прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы.

2. Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

3. Соблюдать технику безопасности;

4 Оценивать свою работу и работы своих товарищей;

5. Работать в коллективе.

Список литературы:

1. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.

2. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г.

3. Силаева К. В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.

4. Лыкова И. А. Мы за чаем не скучаем. - Издательский дом «Цветной мир».-2012

5. Лыкова И. А. Мукосольки. Подарки из соленого теста. - Издательский дом «Цветной мир».-2012

6. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. - ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» Принято Педагогическим советом Муниципального бюджетного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвиваюшая программа «По ступеням безопасности» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детско- юношеского туризма и краеведения ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА УТВЕРЖДАЮ.

Дополнительная общеобразовательная программа «Акварель» Администрации городского округа Саранск Управление образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» Рассмотрена.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Дельфинёнок» Содержание 1. Пояснительная записка…. …3 1.1. Актуальность программы 1.2. Новизна программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное тесто». Часть 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующая МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №13» ___Н. В. Статных Дополнительная общеобразовательная программа.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное тесто». Часть 2 Дополнительная общеобразовательная программа (Дополнительная общеразвивающая программа) «Волшебное тесто» Часть2 9. Содержание программы.

Дополнительная общеобразовательная программа изобразительного творчества для обучающихся 3–7 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изобразительного творчества Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации:.

Дополнительная общеобразовательная программа – «Очумелые ручки» Содержание стр. Пояснительная записка. 3 Цели и задачи.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вышивке «Чудесный крестик» для детей 5–7 лет к дополнительной образовательной программе на 2017-2018 учебный год «Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ладошки» для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения
Опубликовано: 18 марта 2018 в 12:38
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ладошки» для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Соколова (УИ 227710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД