Татьяна Ефремова
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Для полноценного всестороннего развития психологических, физических качеств, для развития умственных способностей детей в старшей группе с нарушением зрения в соответствии возрастным и индивидуальным особенностями была создана развивающая среда.
Темочки:
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Педагоги компенсирующей направленности
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
Чтобы создать развивающую предметно — пространственную среду для обучения и развития детей учитывали возрастные физиологические и психические особенности детей с нарушением зрения, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Полностью изменить предметную среду в группе сложно, поэтому надо стараться пополнить ее и обновить, опираясь на принципы построения:
1. Принцип открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
2. Гибкого зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
3. Полифункциональности;
4. Стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями;
5. Принцип безопасности - соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
6. Предметно-пространственная среда ориентирована на «зону ближайшего развития»
— содержит предметы и материалы, известные детям,
— предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,
— совсем незнакомые предметы и материал для создания окружающей среды.
7. Принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
Созданная среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
Весь материал в развивающих центрах доступен для воспитанников. Учитывая, что группу посещают дети, имеющие нарушения зрения все дидактические пособия отличаются яркой наглядностью и четкостью изображения.
Дизайн предметно-развивающей среды группы:
Цветовая гамма: белый потолок, нежно розовый тон групповой комнаты с светло-зелеными колоннами, окрашенной вододисперсионной интерьерной краской.
Цветовые пятна в интерьере группы и приемной: ковровые паласы, игрушки, мебель, дидактический материал, игры.
Создавая предметно-развивающую среду для детей с нарушением зрения, все пространство в группе необходимо разделить на определенные зоны или центры.
В связи с этим выделено следующие центры:
• Учебный центр;
• Центр искусства;
• Центр музыки и театральной деятельности;
• Центр природы и экспериментальной деятельности;
• Центр игры;
• Физкультурно-оздоровительный центр;
• Центр математического развития;
• Центр сказок и книги;
• Уголок безопасности детей;
• Центр развития зрительного восприятия.
Центр познания «Говорушки» собрал в себе предметные и сюжетные картинки, наглядно- дидактические пособия, настольно- печатные игры, карточки и пособия для нахождения сходства и различия, картинки по лексическим темам, игры и пособия по звуковой культуре речи, упражнения артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики. На двери схемы звукового состава, состава чисел т. д., на мольберте дети планируют и проектируют свою деятельность на день. В этом центре дети учатся играть, общаться друг с другом, развивают инициативность и самостоятельность. Игровой материал сосредоточен на открытых полках, он меняется по мере изучения и в зависимости с тематикой недели.
«Центр музыки и театра» направлены на художественно- эстетическое, познавательное, социально- коммуникативное развитие детей. В центре музыки расположены детские музыкальные инструменты: шумовые, духовые, ударные, с фиксированной мелодией, платочки, ленточки, музыкально- дидактические игры, диски с музыкальными произведениями, портреты композиторов. В центре театра размещаются: ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый, настольный театры, декорации и атрибуты к играм – драмматизациям, театральным представлениям. Атрибуты и костюмы изготовленные, совместно с детьми и родителями.
«Центр природы и экспериментальной деятельности» направлен на развитие у детей воображения, умение самостоятельно работать по схемам, проектировать свою деятельность. Здесь находятся конструкторы разного вида, схемы, чертежи построек, игрушки, для обыгрывания, образцы построек, природный материал. Рядом находится «Мини - лаборатория», для проведения опытов и экспериментов с различными видами материалов, что развивает в детях желание узнать свойства предметов, учит их экспериментировать, развивает фантазию, воображение и логическое мышление. Оборудование: ёмкости для измерения, материалы для пересыпания и переливания, предметы из разных материалов, микроскоп, весы, песочные часы, схемы опытов ит. д.
Центр математики «Любознайки» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
В центре искусства «Умелые ручки» размещены мольберт, потолочная ширма, бумага для рисования, акварель, гуашь, раскраски, цветная бумага и картон для аппликации, карандаши, фломастеры, трафареты, лекала, линейки, пластилин. Это способствует разнообразным проявлениям самостоятельного творчества детей. На ширме представлены схемы рисования, образцы аппликаций, иллюстрации различных видов декоративного искусства, выставки работ детей, которые постоянно выставляются самими детьми. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
В центре «Здоровячок», находится разнообразное оборудование, для подвижных, спортивных игр, профилактических упражнений и индивидуальной работы по физическому развитию: мячи, обручи, кубики, платочки, ленточки, обручи, скакалки, массажные коврики, кольца, кегли.
В «Центре безопасности» находятся материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД: иллюстрации, настольно печатные игры, макет проезжей части, плакаты и рисунки детей с опасными предметами, дорожные знаки, образцы, схемы, планы группы.
В «Центре игры» сюжетно - ролевые игры подобраны с учётом гендерного воспитания. Они находятся в красных контейнерах. Для девочек: «Швейная мастерская», «Салон красоты», «Домик для кукол Барби», в котором есть спальня, кухня, ванная комната, комната приёма гостей, куклы разного возраста, наборы посуды, мебель, продукты питания и т. д. Для мальчиков «Водители», «Военные», «Спасатели», «Моряки», «Шахтёры», «Космонавты». Совместные игры: «Магазин», «Поликлиника», «Кафе», «Гипермаркет», «Почта», «Школа», «Экскурсионное бюро». В центре игры есть сюжетные игрушки, игрушки - транспорт разного вида и назначения, предметы – заместители и т. д. Всё это способствует развитию самостоятельности, воображения и игровой активности у детей.
«Центр книги и отдыха». В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, психологической разгрузки. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, рядом любимые книги. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
В целях сохранения и укрепления здоровья дошкольников, имеющих нарушения зрения, в предметно-пространственную развивающую среду группы добавила офтальмотренажеры, которые повышают зрительное восприятие, способствуют улучшению зрения дошкольников.
С этой целью в группе организовала: центр развития зрительного восприятия «Зоркие глазки». Учитывая, что группу посещают дети, имеющие нарушения зрения тренажеры для глаз были размещены в приемной, групповой и спальне.
Таким образом, организация предметно-пространственной развивающей среды группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения направлена на вовлечение всех сохранных анализаторов в процессе восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же на овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.