Кириллова Юлия Александровна
Психолого-педагогический проект для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР «В мире эмоций!»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование проекта «В мире эмоций!»
Образовательная область социально – коммуникативное развитие
Вид проекта *практико – ориентированный,
*подгрупповой
*по характеру содержания – ребенок и общество.
Продолжительность проекта долгосрочный с 01.10.20 - 30.04.21.
Адресация проекта
Публикация «Психолого-педагогический проект для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР „В мире эмоций!“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Проекты, проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
(участники проекта) - воспитанники старшей группы компенсирующей направленности с ТНР «Улитка»;
- родители воспитанников;
- воспитатели групп;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед.
Цель проекта Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения
у воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи для детей :
-познакомить детей со способами регуляции своего эмоционального состояния с использованием различных пособий;
- подобрать и провести комплексы психогимнастики для снятия мышечных зажимов;
- подобрать игровые ситуации и этюды для проявления эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими, мимикой, жестами, позами);
- подобрать игры и упражнения на релаксацию;
-организовать и провести дидактические игры, направленные на понимание собственных эмоций и эмоциональных состояний других людей.
Задачи для родителей: - оказать консультативную помощь родителям для развития эмоциональной сферы ребенка дома через наглядно – информационные и дистанционные формы;
-провести индивидуальные беседы, консультации (по запросу) о способах повышения у ребенка положительных эмоций, понимании разных эмоциональных состояний у ребенка;
- организовать игровой практикум «Удивительное рядом!» с элементами игр с песком.
Задачи для педагогов: - педагогов ДОУ в проведение совместных мероприятий к проекту по развитию эмоциональной сферы воспитанников;
- пополнить предметно – развивающую среду (уголок психологической разгрузки) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
-составить цикл упражнений на мимику с использованием зеркала.
Методическое и материально – техническое обеспечение Методическое:
-картотека упражнений на релаксацию;
-картотека пиктограмм «Эмоции»;
-игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях;
-игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции;
-игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения;
-игры и упражнения на формирование социоально приемлемых способов выражения эмоций;
-демонстрационный материал «Театр эмоций»;
-дидактическая игра «Зоопарк настроений»;
- книги:
А. Барто «Девочка ревушка»;
- Л. Н. Толстой «Лгун»;
- В. Осеева «Волшебное слово».
Материально – техническое:
-магнитофон, ноутбук, интерактивная доска;
- световая песочница;
- Магнитофон (классические спокойные мелодии) :
- «Дождь» - Времена года (А. Вивальди).
- «Мазурка» (П. И. Чайковский).
- «Колыбельная» (Ф. Шуберт).
- «Три подружки» (Д. Б. Кабалевский).
- пузырьковая мини - колонна;
- световой водопад + источник света.
Итоги проекта 1. Дети знакомы с эмоциями, со способами регуляции своего эмоционального состояния.
2. Дети проявляют эмоции чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими, мимикой, жестами, позами).
3. Понимают собственные эмоции и эмоциональные состояния других людей.
Актуальность
Знакомство с различными эмоциональными состояниями детей старшего дошкольного возраста с ТНР вызывают большие трудности, так как детям из-за незрелости и нарушений в эмоционально – личностной сфере тяжело показать эмоции мимикой и движениями, а так же правильно их понимать. А так же многие родители не знакомы с базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. Родители должны взаимодействовать с педагогами и специалистами ДОУ, объединить собственные усилия для сохранения психологического здоровья их ребенка, понимать его индивидуальные и возрастные особенности своего ребенка. Таким образом, возникла идея разработать педагогический проект для детей «В мире эмоций!» совместно с родителями и педагогами ДОУ.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2. Подобрать доступную информацию для детей, родителей, воспитателей по выбранной теме.
3. Составление плана работы.
4. Составить план мероприятий к проекту.
Основной этап:
Работа с детьми
Октябрь
1. Наблюдение за детьми в режимных моментах, свободной деятельности, на СООД с педагогом – психологом, направленное на выявление внешних признаков эмоционального состояния ребенка.
2. Беседа с детьми на тему: «Такие разные эмоции!»
3. СООД с педагогом – психологом – игровой сеанс «Радость».
(Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М. : Генезис. 2002. — 208 с.)
Ноябрь
1. Чтение художественной литературы, беседа после прочтения:
- А. Барто «Девочка ревушка»;
- Л. Н. Толстой «Лгун»;
- В. Осеева «Волшебное слово».
2. СООД с педагогом – психологом – игровой сеанс «Страх».
3. Игры и упражнения на снижение тревожности и страхов у детей : «Нарисуй свой страх», «Я сильный – я слабый!», «Гроза», «Смелый зайка!»
4. Участие в мероприятиях Городской психологической акции ко Дню толерантности – «Здравствуй, друг!» с 16.11.20-20.11.2020.
Декабрь
1. СООД с педагогом – психологом «Удивление», «Злость».
2. Игры и этюды на снятие психоэмоционального напряжения по М. И. Чистяковой: «Игра в снежки», «Снегурочка», «Я не знаю!», «Игра с камешками».
3. Творческая мастерская -рисование на тему: «Мое настроение!»
4. Игры на снижение агрессивности: «Волшебные подушки», «Мешочек гнева», «Волшебные коврики».
Январь
1. Дидактическая игра «Калейдоскоп эмоций!», «Зоопарк настроений!»
2. Просмотр мультфильма «Лицо и эмоции» из серии Смешариков.
2. Разыгрывание игровых ситуаций Крюкова: «Как котенок потерялся?», «Ваза», «Мышка – хвастунья», «Сердитый дедушка», «Соленый чай».
Февраль
1. Игра – лото «Эмоции», кубик «Эмоции».
2. Этюды на выражение основных эмоций : «Я лев», «Вкусные конфеты», «Битва», «Прогулка».
3. Игры на релаксацию: «Насос и мяч», «Шалтай – Болтай», «Солдат и тряпичная кукла», «Прикосновение».
Март
1. Участие в городском психологическом марафоне «Мосты понимания», акция «Взрослые и дети».
2. СООД с педагогом – психологом – игровой сеанс «Стыд, вина».
3. Игры с песком на снятие психоэмоционального напряжения «Цветное путешествие», «Чувственные ладошки», «Нарисуй свое настроение», «Чудо – манка».
Апрель
1. Игры на развитие эмоций : «Смешинки и злючки», «Маленькое приведение», «Рубка дров».
2. Этюды на расслабление мышц лица по М. И. Чистяковой «Штанга», «Каждый спит», «Кривляка», «Таня – плакса», «Спать хочется».
3. Творческая мастерская – создание коллажа «Все мы разные!»
Работа с педагогами
1. Памятки в информационный уголок для родителей «Игры и упражнения для эмоционального развития детей!», «Этюды на расслабление мышц» (по М. И. Чистяковой).
2. Индивидуальные консультации, беседы по запросам.
3. Составление рекомендаций по наполнению зоны:
- повышения самооценки: «Почетный стул», индивидуальные блокноты достижений воспитанников, уголок настроения, коробка «Добрых дел»;
-зона саморегуляции и релаксации: игрушечный телефон, мягкие пуфы, «волшебные» подушки, коврик «злости», примирения, мешочки настроений.
4. Принятие участия в акциях «Здравствуй, друг!», «Взрослые и дети!»
5. Составление конспектов СООД «Страх», «Радость».
Работа с родителями
1. Индивидуальные консультации для родителей «Эмоции у детей. Какие они бывают?», «Упражнения для развития когнитивной сферы!»
2. Дистанционный детский сад, сайт ДОО, рубрики:
- «Как научить ребенка выражать свои эмоции?»;
- «Способы выражения любви к ребенку».
3. Принятие участия в городском психологическом марафоне «Мосты понимания», акции «Взрослые и дети» :
-творческая мастерская «Моя семья!»;
-индивидуальная консультация для родителей «Как весело провести выходные с семьей!»
4. Принять участие в оформлении пособий и материалов в группу по развитию эмоциональной сферы ребенка.
Заключительный этап
- практическая значимость проекта : применение полученных знаний детей в повседневной жизни, привлечение родителей к вопросам развития у детей эмоциональной сферы и снятия психо - эмоционального напряжения.
Итоги:
1. Проведение обобщающей беседы с детьми о проделанной работе.
2. Фотоотчет проекта «В мире эмоций!»
3. Изготовление и проведение дидактических игр: игра – лото «Калейдоскоп эмоций», «Конструктор эмоций!»
4. Пополнение предметно – развивающей среды в уголок психологической разгрузки в группе.
5. Составление конспектов СООД с педагогом – психологом на тему : «Страх», «Радость» (на основе книги - Крюкова С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. В. Крюква, Н. П. Слободяник. — М. : Генезис. 2002. — 208 с.)
6. Участие в акциях: «Здравствуй, друг!», «Взрослые и дети!» с социальным партнером МБУ ДО ППМС «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Дзержинска.
Перспектива проекта : изготовление вместе с родителями и детьми лэпбука на тему «Мир эмоций!».