Наталья Зюсько
Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Заряжаем радостью»
в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР.
Вид проекта:
• по доминирующему методу: практико-ориентированный;
• по количеству участников: групповой (участники: дети группы компенсирующей направленности 6-7 лет и их родители, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников)
• по продолжительности: среднесрочный (3 месяца).
Актуальность.
Публикация «Педагогический проект „Заряжаем радостью“ в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
На современном этапе проблема профилактики здоровья дошкольников является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, психически и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с ФГОС.
Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
Тревогу вызывает позиция, которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития - воспитание способности контролировать свои чувства. Отсюда вытекает и соответствующая воспитательная позиция - подавлять любые проявления эмоций. К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей способами выражения эмоций. Как следствие - психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. Как показывают исследования психологов, современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств как дефицит общения со взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой опыт.
Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов. Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников в настоящее время - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Цель: создание условий для формирования эмоционального благополучия дошкольников, для ознакомления с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Задачи:
Познавательные:
• формировать представления у дошкольников о положительных и отрицательных эмоциях, о способах выражения эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
• учить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям;
• повышать компетентность родителей и педагогов в вопросах эмоционального благополучия дошкольников;
Развивающие:
• развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния, эмоциональные состояния других людей;
• обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих различные чувства, эмоции, настроения, развивать диалогическую речь;
Воспитательные:
• воспитывать культуру взаимоотношений;
• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).
Прогнозируемый результат:
Дети:
• познакомятся с понятиями «чувства», «настроение» и «эмоции»;
• узнают о способах выплескивания своих эмоций таким образом, чтобы никому не навредить;
• научаться понимать, какие эмоциональные переживания испытывает человек в разных ситуациях;
• смогут определять настроение человека по его чувствам и эмоциям;
• смогут адекватно реагировать на разные эмоциональные ситуации, принимать решения, делать выводы;
Родители:
• глубже осознают свою роль в эмоциональном благополучии ребенка;
• узнают о способах поддержания эмоционального благополучия детей.
Педагоги:
• повысят уровень компетентности в вопросах эмоционального благополучия дошкольников;
• обновят формы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с учетом проблем эмоционального развития дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
1. Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
2. Составление перспективного плана мероприятий.
3. Материально-техническое оснащение проекта.
4. Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
5. Организация методической работы.
2 этап. Основной.
Делиться условно на 2 блока («Взаимодействие с детьми» и «Взаимодействие с родителями»). Включает в себя осуществление мероприятий по плану реализации проекта.
3 этап. Итоговый.
Включает в себя подведение итогов, оформление материалов проекта.
Механизмы реализации:
С детьми:
• организация игровой деятельности - сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игровые ситуации, дидактические игры;
• организация просмотра видеоматериала по теме проекта (мультфильмы);
• организация бесед по теме проекта, речевых упражнений, бесед по рассмотренным рисункам о состояниях и эмоциях;
• организация работы с пословицами, поговорками;
• организация пантомим, развитие мимических мышц;
• использование психогимнастических упражнений (по М. И. Чистяковой) упражнений направленных на релаксацию, кинезиологических упражнений, «мирилок»;
• использование демонстрационного материала (панно «Азбука эмоций», «Моё настроение»);
• проведение акции «Начни утро с улыбки»;
• использование игрового инструментария («Мешочки радости и грусти», «Рукав – мирилка», «Сундучок страхов»).
С родителями:
• просвещение родителей по тематике эмоционального благополучия детей;
• подбор рекомендаций для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка», «Страхи у дошкольников», «Как создать благоприятный эмоциональный климат в семье»;
• диагностический инструментарий (анкета для родителей
«Эмоциональное благополучие ребенка в семье», тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения (автор А. И. Захаров).
Выполнение проекта
Образовательная область и формы организации детской деятельности.
[i]Социально - коммуникативное развитие[/i]
Акция «Начни утро с улыбки»
Беседы: «Радость», «Грусть», «Злость», «Удивление», «Страх»
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые: «Мама заболела», «Помоги бабушке»
Игры-драмматизации «Оля и Катя играют в куклы», сказка К. Чуковского «Федорино горе», «Новенький в группе», «Поиграем в сказку»
Игровые ситуации «Какое у тебя настроение?», «Придумай настроение», «Дети радуются», «Новая покупка», «Ты взял игрушку и сломал»
Дидактические игры «Вспомни и назови добрых персонажей из сказок», «Какому персонажу принадлежать такие слова….», «Вспомни и назови злых персонажей из сказок», «Назови героев, которые совершали добрые поступки», «Назови ленивых сказочных персонажей», «Вспомни завистливых сказочных персонажей», «Назови сказочного героя, который провинился», «Вспомни трусливых сказочных персонажей», «Четвертый лишний», «Тематические группы», «Найди лишнюю пословицу», «Доскажи словечко», «Когда это бывает»…
Игровые упражнения на релаксацию, «мирилки», «Сундучок страхов», «Мешочки радости и грусти»
Театрализованные игры: «Заюшкина избушка», «Постройка из кубиков», «Ребята пришли в гости, а друг жадничает», «Одинаковые машинки у обоих»
[i]Речевое развитие[/i]
Приобщение к художественной литературе: Чтение стихотворений И. Золотухина «Что такое настроение?», О. Школьник «Настроение», К. Чуковский «Радость», А. Раннева «Если мамы дома нет…», Б. Заходер «Собачкины огорчения», А. Плещеев «Скучная картина», С. Александрова «Стихи про зайчика», Е. Морозова «Наташка», Н. Шумов «Жадный Вова», А. Барто «Вовка добрая душа» («Шла вчера я по садовой», С. Михалков «Сила воли», С. А. Коган «Про ленивого Сережу», Н. Павлинов «Лень», Е Стеклашева «Маше каша не дается…», М. Вейцман «Что мне делать на балу?»
Беседы по рассмотренным рисункам о состояниях и эмоциях: «Не получается», «Дети кормят птиц зимой», «Мальчик разоряет гнездо», «Не дал машинку», «Девочки помогают щенку», «Жадина», «Мальчик убирает снег», «Ленивый школьник», «Одинаковые подарки», «Сын разбил окно», «С гордецом не дружат», «Дочка убирается», «Стеснительный мальчик»
Речевые игры и упражнения: «Закончи предложение», «Найди словосочетание, которое не присуще добрым людям», «Составь цепочки слов по образцу», «Найди пару словам», «Закончи предложение, подобрав противоположное по смыслу», «Составь предложение по картинке», «Задай нужный вопрос и ответь правильно», «Измени порядок слов и составь предложение», «Найди пару словам», «Ответь на вопросы по картинке», «Соедини парами слова», «Составь пословицу из слов»
Пересказ истории: «Перескажи историю про Машу»
Составление небольших рассказов: «Праздник, вызывающий радость», «В какой ситуации тебе грустно», «Как ты совершил доброту», «Расскажи, когда ты обижался», «Я испугался», «Кому я помог», «Делой добро и жди добра», «Придумай историю по пословице «Жадность всякому слову начало», «Расскажи сказку про двух жадных медвежат», «Расскажи, как ты помогаешь родным», «Что ты чувствуешь, когда завидуешь?», «Какими поступками ты можешь гордится», «Гордый мальчик», «Я убираю комнату», «Придумай рассказ по картине «Стеснительный мальчик»
Пополнение словаря: «Назови другими словами, что делает человек, когда ему грустно», «Какое настроение будет у грустного человека», «Вежливые слова», «Что делает злой человек», «Какие слова принадлежат жадному человеку?», «Подбери родственные слова, слову лень», «Синонимы слова гордый», «Как еще называют стеснительного человека»
Работа с пословицами, поговорками: «Сердце веселится – и лицо цветет», «С ним водится, что в крапиву садится», «Печаль человека не украсит», «Слезами горю не поможешь», «Добрый поступок красит человека», «Сам с воробья, а сердце с кошку», «Доброе дело само себя не хвалит», «Злой человек не проживет долгий век», «Как душа черна, так мылом не отмоешь», «Сделав худо не жди добра», «Не будет добра, коли между друзьями вражда», «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек волк», «Сробел - пропал», «Жадность – всякому горю начало», «Кто ленив, да жаден, тот в дружбе не ладен», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Под лежачий камень, вода не течет», «Завистливому свой хлеб не сладок», «Умел ошибиться, сумей и поправится»…
Познавательное развитие
Ознакомление с социальным миром:
Беседы о состоянии, эмоции «Хорошее, плохое настроение», «Что такое радость», «Что ты чувствовал, когда встречал грустного человека?», «Какого человека называют добрым?»…
Просмотр мультфильмов
Жадность: «Жила-была Царевна Жадина», «Сказка о жадности»
Зависть: «Цветик-Семицветик»
Страх: «Крошка Енот», «Смешарики. Взаперти», «Смешарики. Комната страха»
Грусть: «Как ослик грустью заболел», «Смешарики. Комната грусти»
Добродушие: «Волшебное слово», «Птичка Тари», «Смешарики. Добро и зло», «Что такое хорошо, что такое плохо»
Злость: «Наш друг мишка Сяоми. Уходи злость»
Лень: «Маша больше не лентяйка», «Лунтик. Ленивый жучок», «Сказка про лень», «Великий Нехочуха», «Мороз Иванович»
Обида: «Четверка друзей», «Обида»
Радость: «Смешарики. Комната смеха», «Смешарики. Счастье»
Трудолюбие: «Вовка в тридевятом царстве», «Золушка», «Лунтик и его друзья. генералы», «Винтик и Шпунтик»
Просмотр презентации: «Кому грустно», «Найди хорошее и плохое настроение», «Человек радуется», «Добрые поступки», «Злая Таня», «Мальчик испугался» и т. д.
[i]Художественно-эстетическое развитие[/i]
Изобразительная деятельность:
Рисование «Нарисуй шарж на самого себя», «Изобрази свое настроение»
Иллюстрации к мультфильму «Умка» (настроение Умки)
Аппликация «Наша радость»
Музыкальная деятельность:
«Антошка, Антошка, пойдем копать картошку», игра «Мажорик-минорик»
Физическое развитие Пантомима, развитие мимических мышц «Покажи лицом и движениями человека, которому грустно», «Изобрази добродушного человека», «Изобрази злого человека», «Изобрази, как ты испугался», «Изобрази лицо отзывчивого ребенка», «Изобрази трудолюбивого ребенка», «Изобрази ленивого ребенка», «Изобрази завистливого ребенка», «Изобрази провинившегося ребенка», «Изобрази гордого ребенка», «Изобрази удивление», «Изобрази ребенка, который стесняется»
Упражнения психогимнастики, кинезеологические упражнения
Итоги:
1. Выступили с отчетом по проекту на педсовете МБДОУ «Деский сад №2 «Россияночка».
2. Провели итоговое мероприятие квест – игру «Путешествие в страну эмоций».
3. Пополнилась методическая и дидактическая копилка материалами по эмоциональному развитию дошкольников.
4. Дети познакомились с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
5. Родители осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
6. Повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах эмоционального благополучия дошкольников, обновились формы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми.