Марина Смирнова
Прогулка с детьми старшей группы «Ветер, ветер, ты могуч»
▼ Скачать + Заказать документы
Ветер, ветер, ты могуч
(5–6 лет)
Цель: формировать умения делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки ветра.
- Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам.
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства ветра.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности детей.
Публикация «Прогулка с детьми старшей группы „Ветер, ветер, ты могуч“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Ветер. Наблюдения, прогулки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдаем за облаками, ветром, дождем
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать умения выполнять коллективные поручения, понимая значимости результатов своего труда.
- Развивать все компоненты детской игры.
Воспитательные:
- Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
- Формировать умение следовать игровым правилам в подвижных, развивающих играх.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
- Воспитывать трудолюбие.
- Воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование: костюм Карлсона, для сюрпризного момента, большая коробочка, мыльные пузыри и вертушки на каждого ребенка, мяч для игры, самодельный прибор – флюгер, красный платочек, обручи, большие тазики с водой для поливке огорода и цветника, детские лейки, цветные фишки, 3 куклы, стол для кукол, детская посуда, мольберт, листы для рисования, акварель, кисти, баночки с водой, мячи среднего размера, для отработки основных движений, магнитофон.
Ход прогулки.
Педагог организовывает детей на прогулку. Появляется уже, переодетый в сказочный персонаж – Карлсона. Он приглашает детей на прогулку, предлагая найти «невидимку» (ветер). Идут вместе на игровой участок по дороге заглядывают под цветочки, заходят на шахматное поле везде ищут невидимку.
Карлсон: Ребята, вы обращали внимание на то, что вокруг нас очень много неизвестного? Тайны окружают нас со всех сторон. А любите ли вы отгадывать тайны?
Дети: Очень любим.
Карлсон: Тогда хочу предложить вам сегодня найти невидимку, который часто приходит на нашу игровую площадку. Поскольку это невидимка, то найти его нам поможет загадка.
(Карлсон загадывает загадку про ветер).
Загадка:
Лечу, кручу, вою,
Ветки ломаю, пыль поднимаю,
Вы меня слышите, да не видите! (Ветер).
Что это?
(Дети называют отгадку).
Карлсон: Так вот, кто это! Вот кто невидимка, который любит озорничать и гулять на нашей игровой площадке. Ребята, а вы согласны, что ветер нельзя увидеть? Может, попробуем на него посмотреть? (Карлсон обобщает, что ветер увидеть нельзя, поэтому и называют невидимкой, а посмотреть можно). Я вам детишки, девчонки и мальчишки предлагаю найти волшебство, которое спрятано на игровом участке. (Карлсон выносит чудесную коробочку, в ней находятся мыльные пузыри).
Карлсон: Ребята, а хотите превратиться в экспериментаторов?
Дети: Да. (Карлсон превращает детей с помощью за клички).
Раз, два, три, покрутись, в экспериментаторов превратись!
Карлсон: давайте проведем первый опыт. Говорят, посмотреть на ветер помогают мыльные пузыри. Попробуем! Пузыри полетят вверх по направлению ветра, высоко - значит ветер какой?
Дети: Ветер сильный, порывистый.
Карлсон: Пузыри будут опускаться на землю – значит ветер какой?
Дети: Значит ветер тихий, легкий.
(Дети и Карлсон с помощью мыльных пузырей определяют, есть ли ветер на площадке или его нет).
Карлсон: Все ученые убедились в том, что ветер есть на участке?
Дети: Да, только он слабый.
Карлсон: Очень замечательно, и так мы с вами убедились, что ветер можно определить с помощью мыльных пузырей.
Карлсон: А вертушки помогут нам определить силу ветра. Если вертушка будет крутиться сильно, что вы скажете про силу ветра?
Дети: Ветер есть и он сильный.
Карлсон: Если вертушка будет крутиться медленно и слабо?
Дети: Ветра нет.
Карлсон: Иногда у ветра не хватает сил заставить дрожать даже легкий березовый листик на ветке, такой ветерок называется бриз. (Дети расходятся по участку проверять силу ветра).
Карлсон: У кого крутятся вертушки? Значит, что можно сказать?
Дети: Ветра нет, вертушки не крутятся.
Карлсон: Кто мне скажет первый из ребят, чем можно определить силу ветра?
Дети: Определить силу ветра можно с помощью вертушек.
Карлсон: Вот вы и второй опыт провели и убедились, что силу ветра помогают определить – вертушки.
(Карлсон собирает всех детей в круг).
Карлсон: Скажите экспериментаторы, а ветер можно потрогать?
Дети: Не знаем.
Карлсон: А почему ветер называют невидимкой?
Дети: Ветер называют невидимкой, потому что он невидимый.
Карлсон: Правильно. А вы знаете, что его можно почувствовать кожей. Помашите рукой у лица. Какой ветер?
Дети: Ветер холодный.
Карлсон: А теперь подуйте на ладошку. Какой он?
Дети: Он теплый.
Карлсон: Правильно ребята. Я обратил внимание на вас, с каким вы сегодня удовольствием проводите опыты. Молодцы!
Карлсон: Обнаружить ветер просто : раскачиваются ли ветки деревьев, развиваются ли полотнища флагов, бегут ли облака по небу.
Карлсон: Слышал, что играть вы любите, поиграем в игру, «Каким бывает ветер?».
Игра «Каким бывает ветер?».
Цель игры: упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, умении отвечать на вопрос какой?
Ход игры: участник, которому попадает мяч, подбирает прилагательное к слову ветер.
(Легкий, сильный, тихий, холодный, штормовой, ураганный, пугающий, ласкающий.).
Карлсон: А с помощью чего мы можем определить, откуда дует ветер? А знаком вам такой прибор - флюгер? (Карлсон знакомит детей через показ с новым прибором – флюгер, дает краткое описание. Флюгер – это прибор, который показывает направление ветра, силу ветра. Устанавливается на крыше домов. Он может быть и вертушкой, и петушком).
Карлсон: А на нашем участке есть флюгер? Кто самый внимательный?
Дети: На сказочном домике есть флюгер.
(Ребята с радостью находят флюгер, с интересом смотрят на него).
Карлсон: А он крутится?
Дети: Нет.
Карлсон: Какой мы можем сделать вывод? Что он доказывает?
Дети: Ветра нет. Флюгер показывает одно направление.
(Карлсон хвалит детей за внимательность, за точные ответы, обращает внимание, что изготовить флюгер можно своими руками, например из пластмассовой бутылки).
Карлсон: Хотелось услышать от вас экспериментаторы, с помощью чего можно посмотреть на ветер?
Дети: Посмотреть на ветер можно с помощью флюгера, мыльных пузырей, вертушек, а еще ветер можно ощутить.
Карлсон: А что может плавно полететь вдаль.
Дети: Самолетики.
Карлсон: Ребята, давайте теперь поиграем в игру «Самолетики и тучка».
Игра «Самолетики и тучка».
Цель развивать двигательную активность детей, слуховое внимание на сигнал (хлопок в ладоши).
Ход игры: с помощью новой считалки выбирается водящий – ребенок. На него повязывается красная косыночка – это обозначает, что он тучка.
Считалка: ветер за морем летал
Ветер птиц считал
Посчитал всех до одной
А потом взял выходной.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Остальные дети встают около обручей, которые разложены на участке. На слова, которые произносит взрослый:
Самолётики летят
И на землю не хотят.
В небе весело несутся,
Но друг с другом не столкнутся.
Дети, расставив руки в стороны, начинают передвигаться, имитируя полет самолета.
Карлсон говорит:
Вдруг летит большая туча.
Стало всё темно вокруг.
Самолётики, в свой круг!
Тот ребенок, который изображает тучу, пытается поймать «самолётики». Кого поймали, с помощью считалки, становятся «тучей». Самые отважные самолетики отмечаются аплодисментами. Они и являются победителями.
Карлсон: Какие вы ловкие, быстрые, умелые. А сейчас, мы немного отдохнем. Давайте с начала восстановим дыхание.
Игра малой подвижности: «Ветер – это хорошо, ветер – это плохо».
Ход игры: давайте порассуждаем вместе. Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам. Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.
Карлсон: Настала пора вам превращаться в детишек.
Раз, два, три, покружись в детишек превратись.
Карлсон: Мои любезные, а правда, что у вас в садике есть огород? А вы мне покажите его? (Дети все вместе показывают Карлсану, где находится огород).
Карлсон: С помощью загадок ответьте, что растет у вас в огороде? (Карлсон загадывает загадки).
Загадки: Сто дежек и все без застежек (капуста).
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло (свекла).
(Ответы детей).
Карлсон: Друзья мои обратите внимание на землю! Нуждается ли она в поливке? И почему вы так думаете?
Дети: Земля нуждается в поливке, потому что она сухая.
Карлсон: А кто из вас помнит, как нужно правильно поливать овощи?
Дети: Овощи всегда поливают под корень.
Карлсон: А зачем нужно поливать огород?
Дети: Чтобы осенью мы собрали урожай овощей, в которых находятся витамины, которые полезны для нашего здоровья. ( Дети делятся на команды: девочки с младшим помощником воспитателя поливают – цветы, мальчики с Карлсоном поливают огород. В ходе поливке он напоминает, как нужно правильно поливать овощи. По его показу дети сами поливают огород. Обращает внимание на пользу труда детей через пословицу словами: «Лень портит, а труд кормит»).
Карлсон: и загадки отгадали, и пользу своим трудом принесли теперь знаете, что «Лень портит, а труд кормит», но я совсем забыл у куклы Кати сегодня день рожденье пройдемте на участок где нас ждут любимые игрушки. (Дети вместе с Карлсоном проходят на участок, где уже ждут игрушки, куклы).
Карлсон: Кто мне подскажет, какие подарки нужно дарить на день рожденье?
Дети: Можно подарить тортик, картину, кулич испечь.
Карлсон: Я согласен, а чтобы все сделали разные подарки, помогут нам фишки – фантики. У кого розовые – те будут печь пироги. У кого оранжевые - нарисуют картину в подарок. У кого зеленые – для вас игра, «Каким бывает ветер?». Ваша цель: на каждое отбивание мяча подбираете прилагательное к слову ветер.
(Проводится индивидуальная работа с детьми Леша, Саша, Кирилл, Егор, Миша, Игнат по основным движениям. Отбивание среднего мяча с продвижением вперед.)
(Дети самостоятельно рисуют, лепят, играют с мячами).
Карлсон: Вот теперь и вы знаете, что можно дарить на день рожденье. А, на именинах, что водят?
Дети: Хоровод и еще танцуют. (Под веселую музыку «Барбарики» танцуют дети с куклой Катей и Карлсон).
Карлсон: Ребята расскажите Кати, что вы сегодня на протяжении всей прогулке делали? Что нового узнали? Где и в чем сделали для себя открытие?
Дети: Мы экспериментировали. Поняли, что ветер невидимый, Он может быть холодным и теплым. Опыты научили нас распознавать силу ветра, познакомились с новым прибором, поливали огород, чтоб овощи росли, дарили подарки любимой кукле, играли с мячами.
Карлсон: Все были самыми лучшими - любознайками, умели уступать, высказывали свое мнение и слышали мнение своего друга, были наблюдательны.
А теперь я с радостью провожу вас в детский сад, на вкусный обед.