Елена Милушова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Ветер-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
Задачи:
учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх и в играх-ТРИЗ;
пополнить словарный запас детей, побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер;
закрепить умение пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.
Воспитывать понимание значения для человека явлений природы.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Ветер-невидимка“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование:
Два "портрета" ветра, набор карточек для дидактической игры "Ветер добрый, ветер злой", соломки -трубочки для рисования, гуашь, таз с водой, кораблик с парусом,аудиозапись.
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку;
Легкий, быстрый, шумный он
Хулиганит за окном,
Может пошалить слегка,
Разгоняя облака.
Иногда резвится так,
Что ломает все подряд.
Любит с листьями играть
И нельзя его поймать.
Он везде: и там, и тут…
Знаешь, как его зовут?
Дети: Это ветер.
Воспитатель: Почему ветер называют невидимкой?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, тёплый.
Воспитатель:Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит ветер есть. На улицу можно взять султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит ветер дует.
Воспитатель: А что умеет делать ветер?
Дети: Гудеть, свистеть, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер- и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Но я нарисовала два портрета ветра: ветра "злого" и ветра "доброго". И вот что у меня получилось.
(показываю детям два "портрета" ветра)
Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком- ветер, от которого одни несчастья?
(Дети определяют, какой портрет изображает злой ветер, а какой - добрый. Объясняют, почему они так решили)
Воспитатель: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идёт речь- о добром или о злом.
Игра" Ветер добрый, ветер злой"
(Одному ребёнку нужно выбрать картинки с делами доброго ветра, другому - с делами злого ветра и рассказать детям дела "доброго" ветра и дела "злого" ветра.)
Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам.
Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.
Воспитатель:А сейчас мы поиграем с ветром.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю.
(Все подходят к столу, на котором стоит таз с водой)
Опустите парусные кораблики в таз с водой. (Дети дуют на паруса, кораблики плывут.)
Воспитатель:Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение.
Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина про кораблик.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах,
Ветер весело шумит, судно весело бежит
Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана:
Игра «Кораблики и ветер»
Дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Воспитатель изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз
(слышится шум ветра)
Воспитатель: Что это? Видно ветер услышал, что мы о нём беседуем и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? А если бы вы были волшебниками и на какое-то время вам можно было-бы превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали? Нарисуйте свой ветер.
(дети рисуют ветер, выдувая краску из трубочки. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.)
Воспитатель: Дети, что вам больше всего понравилось на занятии?
Молодцы, я вами очень довольна.
Воспитатель: А сейчас закрыли глаза. (дети открывают глаза, а перед ними корзинка)
Дети, кто же здесь был? Кто мог оставить здесь корзинку?
Дети: Ветер, наверное.
Воспитатель: Да в корзинке что-то есть (показываю и раздаю детям ракушки, предлагаю им послушать шум ветра)