МААМ-картинки

Программа занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций»

Ирина Полякова
Программа занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций"

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1 Актуальность

1.1.2 Научная обоснованность

1.1.3 Вид программы

1.1.4 Цель

1.1.5 Задачи

1.1.6 Адресат

1.1.7 Методы

1.1.8 Продолжительность курса

1.1.9 Планируемые результаты

2. Содержательный раздел

Публикация «Программа занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста „Удивительный мир эмоций“» размещена в разделах

2.1. Учебно-тематический план программы

2.2. Содержание программы

3. Организационный раздел

3.1. Система условий реализации программы

3.2 Материально-техническое оснащение

3.3. Список литературы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст - особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы, нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам другим. Причиной этого стало то, что дошкольники стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в саду, так и в семье.

Все педагоги, психологи на сегодняшний день убеждены, что не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Данная коррекционно-развивающая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155;

- Конвенцией о правах ребенка

Методологические и теоретические аспекты проблемы.

Этой проблемой занимались А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. А. М. Щетинина, В. К. Манеров, Л. П. Стрелкова, Г. М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Ю. М. Милинич, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Данная программа опирается на следующие принципы:

- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- принципы единства диагностики и коррекции;

- деятельностный принцип коррекции;

- принципы учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

Программа развития эмоциональной-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста является по своему характеру коррекционно-развивающей и направлена на формирование и развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

Цель программы : формирование эмоционально благополучной личности. Задачи программы можно выделить следующие:

- дать детям понятие об эмоциях (о разделении их на положительные и отрицательные, их характеристика);

- формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, правилах и нормах поведения и общения друг с другом;

- обучение управлению своих негативных эмоциональных состояний социально приемлемым образом;

- распознавание эмоциональных проявлений других людей по различным признакам;

- развитие творческого потенциала ребенка;

- обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства;

- учить детей способам снятия психоэмоционального напряжения через игру, движение, рисунок;

- научить детей некоторым приемам и способам релаксации;

- учить построению позитивных взаимоотношений со сверстниками;

- обучение умению дружить.

Контингент участников. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющие трудности в общение со сверстниками, с нарушениями в поведении (агрессивность, гиперактивность, психоэмоциональное напряжение). В подгруппу входят дети из одной возрастной группы.

Методические аспекты программы. Содержание данной программы составлено на основе программ Корниленковой Е. А. «Я учусь дружить»; Крюковой С. В., Слободняк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»; Яковлевой Е. Л., Трофимовой И. П. «Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте»; Щербаковой А. В. «В мире эмоций»; Ю. Е. Веприцкой, Хухлаевой О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.

Методические приемы:

Психогимнастика,

Релаксационные методы,

Коммуникативные упражнения,

Мимические и пантомимические этюды,

Психомышечная тренировка,

Элементы тренинга,

Ролевые игры,

Коммуникативные игры,

Игры-драматизации,

Рисунок,

Танцевально-двигательные техники,

Музыкотерапия.

Срок реализации программы – пять с половиной месяцев.

Этапы реализации программы

I. Диагностический этап. Его цель - диагностика эмоциональной сферы ребенка, выявление факторов риска. Для диагностики используются следующие методики:

- Наблюдение.

- Методика «Волшебная страна чувств» (занятие № 2,

- Задание на изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений). Карточки из набора Лебедевой М. «Азбука развития эмоций». Можно так же применять любые пиктограммы из различных дидактических пособий («Наши чувства», «Театр настроений», разработка Ждановой Л. В.) (Приложение №

- Задание на изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Минаева В. М.).

II. Коррекционный-развивающий. Его цель - гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определенными способами деятельности, способами взаимодействия с миром и с самим собой. Это коррекционно-развивающие занятия (№1, №3-22)

III. Этап оценки эффективности коррекционных-развивающих воздействий. Его цель – определение динамики развития. Проводится по тем же методикам, которые были использованы на этапе диагностике. Ожидаемые результаты реализации программы :

- расширение круга понимаемых эмоциональных состояний;

- внутренний мир ребенка становится эмоционально богаче;

- появление постоянной дружбы со сверстниками;

- развитие умения сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

- эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);

- преобладание положительных эмоций

ЗАНЯТИЕ 1 «Знакомство»

Задачи: Создать позитивное отношение к занятиям; ввести в особую психологическую атмосферу занятий.

Упражнения:

1. Беседа.

2. Заучивание стихотворения «Мое имя»

3. Рисование визитки.

4. Упр. «Что мне нравится»

5. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 2 «Кто я»

Задачи: Научить детей различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определения их характера (хорошо, радостно, неприятно); развитие внутренней сосредоточенности; диагностика эмоционального состояния детей.

Упражнения:

1. Релаксация «Рисуем человека»

2. Беседа.

3. Упр. «Нарисуй приятное и расскажи»

4. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 3 «Какой я»

Задачи: способствовать развитию спонтанности детей; способствовать повышению самооценки детей;

предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания

Упражнения:

1. «Я очень хороший»

2. «Скажи Мишке добрые слова»

3. «Непослушные подушки»

4. «Обезьянки»

5. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 4 «Какой я» продолжение

Задачи: способствовать самовыражению детей; способствовать проявлению истинных чувств ребенка; предоставить ребенку возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации; способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; способствовать развитию самоуважения детей.

Упражнения:

1. «Цветной снег»

2. «Школа плохих привычек»

3. «Конкурс хвастунов».

4. «Я могу!» Итог занятия. (Полная версия учебно-тематического планирования в табличном виде находится у создателя программы Поляковой И. В.)

Структура программы.

Программа состоит из 22 занятий по 25-30 минут каждое, рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы подгрупповая. В подгруппе не должно быть больше 6 детей, так как большее количество будет снижать эффективность усвоения материала и его проработку в процессе игровой деятельности. Программа, представляет комплекс упражнений, направленных на отработку детьми своих эмоционально-личностных проблем через игру, упражнений на релаксацию, рисунок, обучение способам взаимодействия наиболее приемлемыми для общества.

Структура занятий. Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части: Круг (организационный момент) - приветствие, разговор о теме занятия, информационная часть. Игра, упражнение, танец. Рисунок, обсуждение. Круг – завершение. В зависимости от цели занятий схема занятий может быть изменена.

В начале цикла занятий большое внимание и времени уделяется беседе. На первых занятиях ведущая роль принадлежит взрослому, затем больше времени отводится рассказам детей. Беседа – хороший способ проговаривания проблемы, поиск выхода из сложных ситуаций. Ведь известно, что речь и мышление тесно связаны друг с другом. Таким образом, из структуры занятия видно, что ребенку обеспечена всесторонняя интеграция: в теле, рисунке, речи.

Требования к процессу работы

1. Непринужденные дружеские отношения с ребенком;

2. Принятие ребенка таким, какой он есть;

3. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

4. Взрослый вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

5. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

6. Игра не комментируется взрослыми;

7. Добровольное участие детей в занятиях;

8. Каждое занятие необходимо завершать чем-то радостным, веселым, положительным;

9. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал;

3. Организационный раздел.

3.1 Система условий реализации программы.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2. Материально-техническое оснащение.

Для проведения занятий необходимо :

- просторное помещение с ковровым покрытием,

- магнитофон,

- копировальная техника,

- компьютер,

- столы,

- стулья для детей на 6 человек,

- краски,

- цветные карандаши,

- фломастеры,

- бумага,

- ножницы,

- клей,

- журналы и т. д.

Публикации по теме:

Конспект НОД по коррекции эмоционально-личностной сферы «Моё настроение» Конспект НОД на тему: «Моё настроение».Цель: «Коррекция эмоционально-личностной сферы». Задачи: коррекция познавательной и эмоционально-личностной.

Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста» Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» "Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраст ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии.

НОД по формированию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей старшего возраста посредством сказки "Волшебное путешествие" Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Задачи: • способствовать развитию у детей.

НОД по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Я — особенный» Олесова Юлия Васильевна (педагог-психолог) Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА.

Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Программа "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста" Данная коррекционно-развивающая программа способствует развитию.

Программа занятий по психогимнастике с детьми старшего дошкольного возраста Цель: способствовать гармоничному развитию личности ребенка, с учетом психофизиологических особенностей развития детей в старшем дошкольном.

Конспект занятия ппо развитию эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста Задачи: закрепление умений узнавать и называть эмоциональные состояния людей по их мимическим проявлениям, а так же адекватно выражать свои.

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности Современное общество предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Обществу сейчас нужен новый человек – активный,.

Занятие по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста «Страна хорошего настроения» Цель: развитие эмоциональной сферы у дошкольников Задачи: - познакомить детей с основными эмоциями; - способствовать осознанию своих эмоций;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций»
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 20:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Полякова (УИ 453555) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД