МААМ-картинки

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности

Люба Фомичева
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Современное общество предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Обществу сейчас нужен новый человек – активный, способный творчески мыслить, созидать, преобразовывать не только себя, но и общество.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Публикация «Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности» размещена в разделах

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Для педагога-психолога поведение ребенка, развитие его эмоционально – личностной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психологическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития, адаптации в обществе.

Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Дети не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать разные эмоциональные состояния, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции говорят окружающим о его внутреннем состоянии. На сегодняшний день взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.

Так ФГОС ДО выделяется ряд обновленных требований к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :

- к основным компетенциям педагога;

- к инновационным формам работы с родителями;

- к инновационным формам работы с детьми.

Так одной из форм инновационной деятельности является

- Использование метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым, но проектная деятельность в образовательном процессе приобретает особую значимость. Метод проектов – это инновационная технология, она имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Проектная деятельность позволяет ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.

Поскольку в нашем ДОУ одна из годовых задач на 2014-2015 учебный год была «Создание условий по развитию индивидуальности и инициативы дошкольников в познавательном развитии в процессе детской проектной деятельности» мною совместно с детьми старшего возраста был разработан проект на тему «Мир эмоций».

Работа над проектом проходила в несколько этапов:

1. Постановка проблемы

в процессе проведения занятий по социально – коммуникативному развитию у детей старшего дошкольного возраста, дети стали замечать, что у одних ребят не получается выразить ту или иную эмоцию, а другие, напротив, не могут контролировать свое поведение и эмоции.

И поэтому Цель: Развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольников через знания об эмоциях, эмоциональных состояниях, и способах их адекватного выражения.

2. Копилка.

Совместно с детьми, родителями начали собирать различный материал: об эмоциях и эмоциональных состояниях; определения эмоциональных состояний; способы выражения эмоциональных состояний (мимика, пантомимика, жесты);портреты с выражениями различных эмоций;детские и семейные фото; пиктограммы;дидактические игры; настольно- печатные игры;упражнения;наглядные пособия;предметные игрушки;пазлы, разрезные картинки с эмоциями; психологические этюды; физкультминутки; фонотеку, пейзажи в разной цветовой гамме;гирлянды с выражением различных состояний;мягкие игрушки с различным настроением; нетрадиционное оборудование: «подушка - колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева» «коробочка с запахами», «кубик настроения», «коробка Дружбы», пособие «Мирилки»;игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения;

3. Картотека. Все эмоциональные состояния мы разделили:

по И. П. : (именам признаков)

- время (есть эмоции краткосрочные, есть длительные);

- цвет (эмоциональный окрас – есть положительные – светлые эмоции, есть негативные - темные);

- звук (одни эмоции сопровождаются звуковыми колебаниями: плач, крик, смех, у других это отсутствует);

- части (при передаче эмоциональных состояний человек не всегда использует только мимику, но и жестикуляцию, пантомимику);

- движения (эмоции человек может передавать как находясь в состоянии покоя, так и в состоянии постоянного или частичного движения);

- место положения (в любом месте человек может испытать разнообразные эмоциональные состояния);

классифицировали эмоциональные состояния :

По степени интенсивности и продолжительности:

- длительные, но слабые, например, печаль;

- сильные, но кратковременные, например, радость;

По субъективному переживанию:

- эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека (и поэтому – доставляющие удовольствие);

- эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей (и поэтому – доставляющие неудовольствие);

По содержанию:

-простые (гнев, страх, радость, горе, ревность, зависть);

- сложные (моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма);

По форме протекания:

- чувственный тон (это – эмоциональная окраска психического процесса, побуждающая человека сохранить или устранить его, например, приятная музыка, запах розы приятны и имеют положительный чувственный тон)

- настроение

-эмоции

- аффект

- стресс

Опираясь на поставленные задачи, я организовала работу следующим образом:

Весь проект осуществлялся с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В работе я использовала серию развивающих занятий разработанных для детей 5-6 лет «Я-ты-мы» О. Л. Князевой, дополняя программой Н. Ю. Куражовой «Цветик - семицветик», и другой литературой по социально – коммуникативному развитию дошкольников. (КраснощековаН. В. «Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста», Данилина Т. А. «В мире детских эмоций», Дубина Л. А. «Коммуникативная компетентность дошкольников»).

Так же включили

Анкетирование родителей по внедрению проектного метода.

• Наблюдение

• Тест тревожности «Выбери нужное лицо»

Проективная игра «Почта»

• Методика «Проективные рассказы»

Дальше работа проходила как в ходе всего образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживали эмоциональные состояния, вербализировали свои переживания, знакомились с опытом сверстников.

В процессе занятий у детей расширялся круг осознаваемых эмоций, они начинали глубже понимать себя и других, у них чаще возникала эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствовали развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.

4. Модель

На основании полученных знаний, совместно с детьми разработали модель в виде схемы.

5. Этап «Продукт»

театральная постановка.

наглядное пособие «Мои эмоции» в группы младшего и среднего возраста.

консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка».

6 этап. Презентация проекта детьми прошла для родителей группы и детей ДОУ

По результатам проекта было проведено вторичное анкетирование родителей на тему: «Как изменился мой ребёнок?», где выявились положительные изменения в познавательном развитии, поведении и психо-эмоциональном состоянии детей :

- возросли коммуникативные способности (желание идти на контакт и умение общаться);

- у некоторых детей исчезли отдельные нежелательные формы поведения (проявление грубости, недоброжелательности);

- появилось желание выражать преимущественно положительные эмоции (радость, восторг, удивление, восхищение).

Я считаю, что работа по эмоционально – личностному развитию прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки.

Перспективу своей дальнейшей деятельности вижу в продолжение работы по формированию эмоционально- личностной сферы дошкольников, поиск и внедрение современных технологий.

Публикации по теме:

Формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность Доклад на педагогическом совете ДОУ с мультимедийной презентациейВ Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается,.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы. Консультация для воспитателей «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически атмосферу непринужденную. Содержание: В начале.

Конспект НОД по коррекции эмоционально-личностной сферы «Моё настроение» Конспект НОД на тему: «Моё настроение».Цель: «Коррекция эмоционально-личностной сферы». Задачи: коррекция познавательной и эмоционально-личностной.

Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».

Открытое занятие по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников 1. Разминка – приветствие Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться Доброе утро! Доброе утро и солнцу и птицам доброе утро.

Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность Цель:Познакомить педагогов с экспериментированием и проектной деятельностью в детском саду и её ролью в развитии познавательной активности.

Открытое занятие по развитию эмоционально-личностной сферы «Прогулка в волшебный зимний лес» План занятия Цель занятия: развитие эмоционально – личностной сферы. Задачи: 1. развитие мимики, пантомимики, выразительности движений;.

Создание условий для развития творческих способностей, через проектную деятельность в группе На основе диагностики и изучения методической литературы, познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений,.

Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования – «Детский сад», расположенное по адресу:.

Опыт работы «Эколого-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность» Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природе, воспитание экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности
Опубликовано: 13 октября 2015 в 18:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Люба Фомичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД