Люба Фомичева
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Обществу сейчас нужен новый человек – активный, способный творчески мыслить, созидать, преобразовывать не только себя, но и общество.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Публикация «Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Для педагога-психолога поведение ребенка, развитие его эмоционально – личностной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психологическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития, адаптации в обществе.
Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Дети не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать разные эмоциональные состояния, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции говорят окружающим о его внутреннем состоянии. На сегодняшний день взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.
Так ФГОС ДО выделяется ряд обновленных требований к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
- к основным компетенциям педагога;
- к инновационным формам работы с родителями;
- к инновационным формам работы с детьми.
Так одной из форм инновационной деятельности является
- Использование метода проектов.
Метод проектов не является принципиально новым, но проектная деятельность в образовательном процессе приобретает особую значимость. Метод проектов – это инновационная технология, она имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Проектная деятельность позволяет ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.
Поскольку в нашем ДОУ одна из годовых задач на 2014-2015 учебный год была «Создание условий по развитию индивидуальности и инициативы дошкольников в познавательном развитии в процессе детской проектной деятельности» мною совместно с детьми старшего возраста был разработан проект на тему «Мир эмоций».
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1. Постановка проблемы
в процессе проведения занятий по социально – коммуникативному развитию у детей старшего дошкольного возраста, дети стали замечать, что у одних ребят не получается выразить ту или иную эмоцию, а другие, напротив, не могут контролировать свое поведение и эмоции.
И поэтому Цель: Развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольников через знания об эмоциях, эмоциональных состояниях, и способах их адекватного выражения.
2. Копилка.
Совместно с детьми, родителями начали собирать различный материал: об эмоциях и эмоциональных состояниях; определения эмоциональных состояний; способы выражения эмоциональных состояний (мимика, пантомимика, жесты);портреты с выражениями различных эмоций;детские и семейные фото; пиктограммы;дидактические игры; настольно- печатные игры;упражнения;наглядные пособия;предметные игрушки;пазлы, разрезные картинки с эмоциями; психологические этюды; физкультминутки; фонотеку, пейзажи в разной цветовой гамме;гирлянды с выражением различных состояний;мягкие игрушки с различным настроением; нетрадиционное оборудование: «подушка - колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева» «коробочка с запахами», «кубик настроения», «коробка Дружбы», пособие «Мирилки»;игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения;
3. Картотека. Все эмоциональные состояния мы разделили:
по И. П. : (именам признаков)
- время (есть эмоции краткосрочные, есть длительные);
- цвет (эмоциональный окрас – есть положительные – светлые эмоции, есть негативные - темные);
- звук (одни эмоции сопровождаются звуковыми колебаниями: плач, крик, смех, у других это отсутствует);
- части (при передаче эмоциональных состояний человек не всегда использует только мимику, но и жестикуляцию, пантомимику);
- движения (эмоции человек может передавать как находясь в состоянии покоя, так и в состоянии постоянного или частичного движения);
- место положения (в любом месте человек может испытать разнообразные эмоциональные состояния);
классифицировали эмоциональные состояния :
По степени интенсивности и продолжительности:
- длительные, но слабые, например, печаль;
- сильные, но кратковременные, например, радость;
По субъективному переживанию:
- эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека (и поэтому – доставляющие удовольствие);
- эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей (и поэтому – доставляющие неудовольствие);
По содержанию:
-простые (гнев, страх, радость, горе, ревность, зависть);
- сложные (моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма);
По форме протекания:
- чувственный тон (это – эмоциональная окраска психического процесса, побуждающая человека сохранить или устранить его, например, приятная музыка, запах розы приятны и имеют положительный чувственный тон)
- настроение
-эмоции
- аффект
- стресс
Опираясь на поставленные задачи, я организовала работу следующим образом:
Весь проект осуществлялся с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В работе я использовала серию развивающих занятий разработанных для детей 5-6 лет «Я-ты-мы» О. Л. Князевой, дополняя программой Н. Ю. Куражовой «Цветик - семицветик», и другой литературой по социально – коммуникативному развитию дошкольников. (КраснощековаН. В. «Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста», Данилина Т. А. «В мире детских эмоций», Дубина Л. А. «Коммуникативная компетентность дошкольников»).
Так же включили
Анкетирование родителей по внедрению проектного метода.
• Наблюдение
• Тест тревожности «Выбери нужное лицо»
• Проективная игра «Почта»
• Методика «Проективные рассказы»
Дальше работа проходила как в ходе всего образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживали эмоциональные состояния, вербализировали свои переживания, знакомились с опытом сверстников.
В процессе занятий у детей расширялся круг осознаваемых эмоций, они начинали глубже понимать себя и других, у них чаще возникала эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствовали развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.
4. Модель
На основании полученных знаний, совместно с детьми разработали модель в виде схемы.
5. Этап «Продукт»
театральная постановка.
наглядное пособие «Мои эмоции» в группы младшего и среднего возраста.
консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка».
6 этап. Презентация проекта детьми прошла для родителей группы и детей ДОУ
По результатам проекта было проведено вторичное анкетирование родителей на тему: «Как изменился мой ребёнок?», где выявились положительные изменения в познавательном развитии, поведении и психо-эмоциональном состоянии детей :
- возросли коммуникативные способности (желание идти на контакт и умение общаться);
- у некоторых детей исчезли отдельные нежелательные формы поведения (проявление грубости, недоброжелательности);
- появилось желание выражать преимущественно положительные эмоции (радость, восторг, удивление, восхищение).
Я считаю, что работа по эмоционально – личностному развитию прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки.
Перспективу своей дальнейшей деятельности вижу в продолжение работы по формированию эмоционально- личностной сферы дошкольников, поиск и внедрение современных технологий.