Юлия Рыбникова
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраст
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции существенным образом влияют на позитивные процессы и поведение, определяя направленность внимания ребенка, особенности восприятия окружающего мира и логику суждений.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога „Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
В последние года многие дети при поступлении в первый класс страдают социально-психологической дезадаптацией. Неразвитые навыки общения, неумение управлять своими чувствами, импульсивность поведения приводят к психологическим проблемам и нервным заболеваниям детей при переходе в школу.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиск путей оказания помощи детям до поступления их в школу привели к созданию программы для детей 6-7 лет «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста».
При разработке рабочей программы мы руководствовались следующими нормативно – правовыми документами:
- Законом «Об образовании» Российской Федерации
- Федеральным государственным образовательным стандартом
- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
- ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении
- Международными актами в области защиты прав ребенка
- Законом «Об образовании в Свердловской области».
Принципы:
1. Психолого-педагогического принцип - обучения ребёнка, для определения структуры нарушения, выявления развития индивидуально-психологических процессов.
2. Принцип учёта онтогенетических закономерностей формирования функций и закономерностей психического развития детей.
3. Принцип учета возрастных границ.
4. Принцип дифференциаци – способствует раскрытию личностных особенностей и возможностей ребенка, дает возможность целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
5. Принцип интеграции – позволяет решить такие проблемы, как перегрузка ребёнка, согласовывать содержание образования по различным предметам, систематизировать его знания и умения.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития эмоционально-личностной сферы старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей;
2. Восполнение дефицита произвольной саморегуляции, направленной на
анализ собственного поведения;
3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, неадекватная самооценка)
4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирования адекватной оценочной деятельности,
5. Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
6. Расширение знаний педагогов и родителей ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы коррекционно-развивающих воздействий:
- игровая терапия (эмоционально-двигательные, познавательные, сюжетно-ролевые игры)
- сказотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, этюдов)
- психогимнастика
- арт-терапия (работа с красками, пластилином, игры с водой, песком)
- релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники)
- беседа
Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым занятиям с детьми в группе и в кабинете педагога-психолога, проведение которых не влияет на изменения сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.
Все занятия имеют общую структуру.
Вводная часть, цель которой – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками
Рабочая часть, на нее приходится основная нагрузка всего занятия (этюды, упражнения, игры направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы). Завершающая часть, цель которого является закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация и др.)
Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутри семейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др., для более эффективного развития эмоционально-личностной сферы дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.
Мониторинг результативности программы
Результативность, эффективность программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала занятий и после. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
-изучение психического развития (пакет методик)
-изучение эмоционально-личностной сферы (методика «Социометрия», «Лесенка»В. Г. Щур, «Рисунок семьи», «Эмоционально-мотивационная готовность к школе 6-7 лет по Д. В. Солдатовой)
- анкетирование воспитателей и родителей.
Критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования психологического здоровья является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего поведения:
-умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения
-умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку
-умение словесно выражать свои желания, чувства
-умение посредством пантомимики выражать свои эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина
-умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками
-умение самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.