Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Программа занятий по психогимнастике с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать гармоничному развитию личности ребенка, с учетом психофизиологических особенностей развития детей в старшем дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. повысить уровень психического здоровья :
• создать условия для развития умения выражать свои чувства и лучше понимать чувства других по мимике, жестикуляции, телодвижениям и пр. ;
• способствовать активной разрядке эмоционального напряжения в течение занятия;
Публикация «Программа занятий по психогимнастике с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• способствовать понятию своего психического состояния и умению его контролировать;
• способствовать умению адекватно реагировать в различных стрессовых ситуациях;
2. способствовать эмоциональному сближению в межличностных отношениях в микроструктуре группы со сверстниками и родителями;
3. развитие самосознания, общения, учебной деятельности, познавательных процессов, произвольности поведения старших дошкольников.
Структура занятия :
1. Снятие эмоционального напряжения.
2. Психогимнастические упражнения на определенные группы мышц тела.
3. Обучающие и поведенческие задания на развитие произвольных психических процессов и формирование произвольности поведенческих реакций у ребенка-дошкольника.
Содержание занятий по психогимнастике
с детьми старшей группы
Занятие 1.
1. «Дружба начинается с улыбки…».
Цель: установление группового контакта (с. 77).
2. «Запрещенное движение»
Цель: развитие концентрации внимания, волевой регуляции (с. 70).
3.«Мимическая гимнастика для рта, бровей» - этюд «Золотые капельки», «Дождик идет».
Цель: отображение эмоционального состояния радости с помощью мимики лица.
4. «Плыви кораблик».
Цель: развитие коммуникативных умений.
5. «Иголка и нитка».
Цель: снятие утомляемости, смена двигательной активности.
6. «Штанга».
Цель: чередование мышечного напряжения и расслабления для стабилизации психического состояния.
7. «На что похоже настроение?»
Цель: развитие коммуникативности, воображения, умение регулировать поведение.
8. «Хоровод» - обратная связь.
Занятие 2.
1. «Доброе животное».
Цель: настрой на занятие, установление группового контакта (с. 77).
2. «Что слышно?».
Цель: развитее слухового внимания (с. 64).
3. «Мимическая гимнастика. Этюд – грустного человека» («Несчастная стрекоза» с. 105).
Цель: знакомство и отображение эмоционального состояния грусти и печали с помощью мимики лица.
4. «Выбиваем пыль» (игра с подушками).
Цель: снятие агрессивности, сена двигательной активности.
5. «Белые медведи».
Цель: смена двигательного напряжения, утомления (с. 74).
6. «Каждый спит».
Цель: тренировка групп мышц верхнего плечевого пояса (с. 83).
7. «Игра с мячиками».
Цель: обучение приемам релаксации, чередование мышечного напряжения и расслабления.
8. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.
Занятие 3.
1. «Будь внимателен».
Цель: развитие внимания и произвольности (с. 64).
2. «Беседа о необычных человечках с разными выражениями лица».
Цель: учить различать выражение человечков с грустными и веселыми лицами, отображать их состояния с помощью мимики лица.
3. «Заколдованный ребенок».
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста.
4. «Ловишки».
Цель: снятие утомляемости, развитее быстроты реакции и ловкости у детей (с. 73).
5. «Ладошки».
Цель: развитие внимания, мышления
6. «Игра с апельсинами».
Цель: обучение приемам расслабления и напряжения рук.
7. «На что похоже настроение?»
Цель: умение передавать посредством речи свое внутреннее состояние.
8. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.
Занятие 4.
1. «Волшебное слово».
Цель: умение концентрировать внимание, развитие произвольности.
2. «Этюды: Как я устал; Встреча с другом», Страх».
Цель: знакомство с эмоциональным состоянием страха, отображение знакомых эмоций печали и радости.
3. «Вот он какой!».
Цель: развитие умения передавать информацию с помощью жестов (с. 79).
4. «Кот – ананас».
Цель: смена двигательной активности.
5. «Запрещенное движение».
Цель: тренаж внимания и памяти, снятие двигательного автоматизма (с. 70).
6. «Игра с шарфиком».
Цель: тренировка мышечного расслабления и напряжения мышц шеи.
7. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.
Занятие 5.
1. «Движение наоборот».
Цель: развитие произвольности движений, внимания.
2. «Этюды на отображение эмоций гнева: «Два сердитых мальчика», и отвращения: «Соленый чай».
Цель: знакомства с эмоциональными состояниями гнева и отвращения (с. 109 и 114).
3. «Брыкалочка».
Цель: снижение агрессивности, умение контролировать свое поведение.
4. «Дракон кусает свой хвост».
Цель: тренаж быстроты реакции у детей, смена двигательной активности, снятие усталости (с. 73).
5. «Кто за кем?»
Цель: успокоение возбужденных детей после подвижной игры и их организация.
6. Шалтай – Болтай».
Цель: тренировка групп мышц рук, туловища (с. 84).
7. «Медвежата в берлоге».
Цель: психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании (с. 88).
8. «Хоровод – «Настроение» - обратная связь.
Занятие 6.
1. «Слушай хлопки».
Цель: развитие концентрации внимания.
2. «Этюды на отображение эмоций печали: «Северный полюс», и отвращения «Грязь».
Цель: узнавание эмоциональных состояний и их отображение (с. 110 и 107).
3. «Вот так позы!»
Цель: развитие памяти, произвольности движений.
4. «Скучно, скучно так сидеть».
Цель: снятие утомляемости и развитие ловкости (с. 73).
5. «Художник».
Цель: развитие мышления, коммуникативных способностей.
6. «Игра-релаксация с муравьем».
Цель: чередование напряжения и расслабления мышечного напряжения стопы.
7. «Фея сна».
Цель: обучение приемам саморасслабления детей дошкольного возраста (с. 86).
8. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.
Занятие 7.
1. «Дотронься до…».
Цель: развитие внимания, умение сосредотачиваться на задании.
2. «Этюды на отображение радости: «Карлсон», и удивления: «Живая шляпа».
Цель: знакомство с эмоциональным состоянием удивления, закрепление эмоционального состояния радости, отображение с помощью мимики лица.
3. «Два барана».
Цель: снятие агрессивности, развитие умения договориться.
4. «Самый ловкий наездник».
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, снятие утомляемости.
5. «Стоп».
Цель: успокоение после подвижной игры, преодоление двигательного автоматизма.
6. «Вот он какой!»
Цель: развитие правильного понимания эмоционально-выразительного движения рук и адекватного использования жеста (с. 79).
7. «Сбрось усталость».
Цель: обучение детей приемам саморасслабления.
8. «Мое настроение».
Цель: развитие коммуникативности, умение в речи передавать внутреннее состояние.
9. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.
Занятие 8.
1. «Да и нет».
Цель: развитие произвольности внимания, тренаж мыслительных операций.
2. «Этюд на отображение эмоций радости: «Два клоуна», и отвращения «Грязь».
Цель: отображение эмоциональных состояний с помощью мимики и выразительных движений.
3. «Клеевой дождик».
Цель: развитие произвольности движений, смена деятельности.
4. «Выбиваем пыль».
Цель: снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.
5. «Доброе животное».
Цель: настрой на общение, установление группового контакта (с. 77 и 107).
6. «Мышь и мышеловка».
Цель: повышение уверенности в себе, снятие страхов, смена двигательной активности.
7. «Запомни порядок».
Цель: развитие памяти, внимания (с. 99).
8. «Солнышко и тучка».
Цель: чередование мышечного напряжения и расслабления.
9. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.
Занятие 9.
1. «Ветер дует на …».
Цель: развитие внимания, коммуникативных способностей (с. 71).
2. «Пиктограммы».
Цель: узнавание и отображение эмоциональных состояний: радости, гнева, печали, удивления, страха.
3. «Живая скульптура».
Цель: развитие общения, воображения.
4. «Вот он какой!».
Цель: развитие правильного понимания эмоционально-выразительных движений и адекватного использования жеста.
5. «Ловишки».
Цель: снятие напряжения, смена деятельности (с. 73).
6. «Винт».
Цель: тренировка групп мышц рук и туловища (с. 84).
7. «Отдых».
Цель: тренаж мышц без фиксации внимания на дыхании (с. 89).
8. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.