МААМ-картинки

Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

рп
Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"

Данная коррекционно-развивающая программа способствует развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения, используемые в программе, помогут детям научиться сдерживать свои эмоции, если того требует ситуация, выражать их в социально-безопасной форме, вовремя избавляться от ощущения гнева, необоснованного страха.

Публикация «Программа „Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Настоящая программа предназначена для педагогов психологов дошкольных образовательных учреждений.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – решающий в процессе становления фундаментальных образований личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать и воспринимать эмоциональное состояние собеседников, выявлять его видимые причины. Они способны предвидеть эмоциональную реакцию других людей на свое поведение или сложившуюся ситуацию. Как отмечает И. Е. Кэрролл, для пятилетних детей «узнавание эмоции является важным аспектом восприятия других».

Меняются взгляды ребенка на мир и отношения с окружающими. Хотя способность ребенка осознавать и контролировать эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать (планомерно и систематически).

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Замыкаясь на телевизорах, компьютерных играх, дети стали меньше общаться со взрослыми и детьми. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Невнимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят ребенку эмоциональную травму, сами того не желая.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что пять лет – наиболее благоприятный возраст для знакомства детей с эмоциями: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. И, конечно же, они с огромным удовольствием играют, решая тем самым свои эмоциональные проблемы, дают выход своим естественным положительным и отрицательным эмоциональным проявлениям, обучаются управлению широким спектром эмоций и чувств, интегрируют негативный эмоциональный опыт, оставляют его - не несут дальше, во взрослую жизнь.

. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная работа с педагогами, родителями) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, помогут детям научиться сдерживать свои эмоции, если того требует ситуация, выражать их в социально-безопасной форме, вовремя избавляться от ощущения гнева, необоснованного страха.

Данная программа рассчитана на один учебный год, в ней представлено 7 тем, форма работы групповая.

Цель: Развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

познакомить детей с основными эмоциями;

способствовать осознанию своих эмоций;

формировать умение понимать эмоции других людей;

развивать способность выражать эмоции вербально и невербально

формировать умение выражать свои негативные эмоции социально-приемлемыми способами;

познакомить детей со способами регуляции и саморегуляции.

Указанные задачи могут быть успешно решены при следующих условиях:

возраст детей – от 5 до 6 лет;

количество детей в группе – 5 – 7 человек;

продолжительность занятий – 25 минут;

режим занятий – 1 раз в неделю.

Итогом программы хотелось бы видеть изменения в личности ребенка:

он умеет интегрировать разнообразные сильные эмоции и переживания;

умеет самостоятельно находить выход своим позитивным и негативным чувствам способом, приемлемым для самой личности ребенка и для социума.

Основные направления работы по программе

Психодиагностика эмоциональной сферы направлена на выявление проблем эмоционального развития и наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной и развивающей работы.

Психологическое консультирование, направленное на оказание помощи родителям и педагогам в решении проблемных вопросов относительно эмоциональной сферы дошкольников.

Психопрофилактика, направленная на предупреждение педагогических ошибок в развитии эмоциональной сферы детей.

Коррекционно - развивающая работа, направленная на гармонизацию и оптимизацию развития эмоциональной сферы ребенка.

Данная программа опирается на следующие принципы:

принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

принципы единства диагностики и коррекции;

принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия по настоящей программе проводятся с октября по апрель. В сентябре и мае проводится диагностика.

Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста проводится в индивидуальной форме, 2 раза в год:

1. Первичная диагностика - сентябрь (до начала работы в группах).

2. Итоговая диагностика – май.

Занятия по программе начинают проводиться только после первичной диагностики.

Диагностика развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста проводится с помощью следующих методик:

Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) (Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка o наличие тревоги, страха, агрессии);

Диагностические задания Л. П. Стрелковой:

• Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции;

• Изучение выразительности речи;

• Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;

• Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей;

• Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.

Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен) (Оценка тревожности ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени);

Эмоционально - личностный тест "Сказка" (выявление спонтанных эмоциональных явлений, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем);

Методика диагностики самооценки «Лесенка».

Методические обеспечение программы

1. Структура занятий

Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

организационная часть (приветствие в форме игр, способствующих установлению эмоционального контакта между детьми, детьми и психологом);

основная часть;

заключительная часть: 1. релаксация, 2. рефлексия (как со стороны детей, так и со стороны психолога, 3. ритуал прощания).

2. Методические приемы

Элементы психогимнастики;

Использование эмоционально - символических методов;

Релаксационные методы;

Коммуникативные игры и упражнения;

Мимические и пантомимические этюды;

Психомышечная тренировка;

Ролевые игры;

Рисуночные техники

Элементы музыкотерапии

3. Требования к процессу работы.

Принятие ребенка таким, какой он есть;

Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

Игра не комментируется взрослыми;

Добровольное участие детей в занятиях;

Каждое занятие необходимо завершать чем-то радостным, веселым, положительным;

Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал.

Данная программа может в течение учебного года дополняться, видоизменяться.

Публикации по теме:

«Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга» Детство – уникальный и волшебный мир. В дошкольном возрасте ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего.

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами игровой деятельности» Низамова Э. Х., воспитатель, МБДОУ № 423 Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Игры на развитие эмоциональной сферы детей В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольников. И главная цель.

Конспект занятия «Гармонизация эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста» Ход: Ритуал приветствия. По очереди друг другу положили ладошки на ладошки: «Доброго дня» Я расскажу тебе одну историю. В одной стране,.

Программа групповой коррекционной работы по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» Цель: коррекция познавательных процессов у детей 6 – 7 года жизни. Задачи: 1.

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей» Развитие эмоциональной сферы детейСоставила Мехнина Н. Н. воспитатель ГБДОУ детского сада № 61 Колпинского района Дошкольное детство –.

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В детском саду работаю 20 лет, из них 10 лет педагогом-психологом. Эмоциональное развитие дошкольников считается периодом повышенного риска.

Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушением речи Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушением речи. Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным.

Занятие по развитию эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста «Путешествие с жирафом Геной» Занятие на развитие эмоциональной сферы дошкольников. «Путешествие с жирафом Геной» Цель: развитие эмоциональной сферы детей среднего и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 08:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем рп в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД