рп
Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Программа "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Данная коррекционно-развивающая программа способствует развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения, используемые в программе, помогут детям научиться сдерживать свои эмоции, если того требует ситуация, выражать их в социально-безопасной форме, вовремя избавляться от ощущения гнева, необоснованного страха.
Публикация «Программа „Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Настоящая программа предназначена для педагогов психологов дошкольных образовательных учреждений.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – решающий в процессе становления фундаментальных образований личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать и воспринимать эмоциональное состояние собеседников, выявлять его видимые причины. Они способны предвидеть эмоциональную реакцию других людей на свое поведение или сложившуюся ситуацию. Как отмечает И. Е. Кэрролл, для пятилетних детей «узнавание эмоции является важным аспектом восприятия других».
Меняются взгляды ребенка на мир и отношения с окружающими. Хотя способность ребенка осознавать и контролировать эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать (планомерно и систематически).
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Замыкаясь на телевизорах, компьютерных играх, дети стали меньше общаться со взрослыми и детьми. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Невнимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят ребенку эмоциональную травму, сами того не желая.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что пять лет – наиболее благоприятный возраст для знакомства детей с эмоциями: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. И, конечно же, они с огромным удовольствием играют, решая тем самым свои эмоциональные проблемы, дают выход своим естественным положительным и отрицательным эмоциональным проявлениям, обучаются управлению широким спектром эмоций и чувств, интегрируют негативный эмоциональный опыт, оставляют его - не несут дальше, во взрослую жизнь.
. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная работа с педагогами, родителями) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, помогут детям научиться сдерживать свои эмоции, если того требует ситуация, выражать их в социально-безопасной форме, вовремя избавляться от ощущения гнева, необоснованного страха.
Данная программа рассчитана на один учебный год, в ней представлено 7 тем, форма работы групповая.
Цель: Развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
познакомить детей с основными эмоциями;
способствовать осознанию своих эмоций;
формировать умение понимать эмоции других людей;
развивать способность выражать эмоции вербально и невербально
формировать умение выражать свои негативные эмоции социально-приемлемыми способами;
познакомить детей со способами регуляции и саморегуляции.
Указанные задачи могут быть успешно решены при следующих условиях:
возраст детей – от 5 до 6 лет;
количество детей в группе – 5 – 7 человек;
продолжительность занятий – 25 минут;
режим занятий – 1 раз в неделю.
Итогом программы хотелось бы видеть изменения в личности ребенка:
он умеет интегрировать разнообразные сильные эмоции и переживания;
умеет самостоятельно находить выход своим позитивным и негативным чувствам способом, приемлемым для самой личности ребенка и для социума.
Основные направления работы по программе
Психодиагностика эмоциональной сферы направлена на выявление проблем эмоционального развития и наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной и развивающей работы.
Психологическое консультирование, направленное на оказание помощи родителям и педагогам в решении проблемных вопросов относительно эмоциональной сферы дошкольников.
Психопрофилактика, направленная на предупреждение педагогических ошибок в развитии эмоциональной сферы детей.
Коррекционно - развивающая работа, направленная на гармонизацию и оптимизацию развития эмоциональной сферы ребенка.
Данная программа опирается на следующие принципы:
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
принципы единства диагностики и коррекции;
принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия по настоящей программе проводятся с октября по апрель. В сентябре и мае проводится диагностика.
Диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста проводится в индивидуальной форме, 2 раза в год:
1. Первичная диагностика - сентябрь (до начала работы в группах).
2. Итоговая диагностика – май.
Занятия по программе начинают проводиться только после первичной диагностики.
Диагностика развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста проводится с помощью следующих методик:
Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) (Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка o наличие тревоги, страха, агрессии);
Диагностические задания Л. П. Стрелковой:
• Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции;
• Изучение выразительности речи;
• Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;
• Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей;
• Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.
Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен) (Оценка тревожности ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени);
Эмоционально - личностный тест "Сказка" (выявление спонтанных эмоциональных явлений, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем);
Методика диагностики самооценки «Лесенка».
Методические обеспечение программы
1. Структура занятий
Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:
организационная часть (приветствие в форме игр, способствующих установлению эмоционального контакта между детьми, детьми и психологом);
основная часть;
заключительная часть: 1. релаксация, 2. рефлексия (как со стороны детей, так и со стороны психолога, 3. ритуал прощания).
2. Методические приемы
Элементы психогимнастики;
Использование эмоционально - символических методов;
Релаксационные методы;
Коммуникативные игры и упражнения;
Мимические и пантомимические этюды;
Психомышечная тренировка;
Ролевые игры;
Рисуночные техники
Элементы музыкотерапии
3. Требования к процессу работы.
Принятие ребенка таким, какой он есть;
Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;
Игра не комментируется взрослыми;
Добровольное участие детей в занятиях;
Каждое занятие необходимо завершать чем-то радостным, веселым, положительным;
Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал.
Данная программа может в течение учебного года дополняться, видоизменяться.