татьяна криворотова
Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка «Почемучка» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю
директор МБОУ СОШ № 24
г. о. Самара
/М. В. Романова/
Программа развития познавательно-исследовательской
деятельности
кружка
«Почемучка»
в старшей группе
Составил:
воспитатель
МБОУ СОШ № 24
Криворотова Т. Н.
г. о. Самара
Программа развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в старшей группе.
Детская любознательность,
Публикация «Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка „Почемучка“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н. С. Лейтес
Пояснительная записка.
Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.
Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
По мнению ученых, к 8 годам ребенок достигает 80% своих умственных возможностей. Отсюда становится очевидным, с какой ответственностью должен подходить педагог детского сада к организации и содержанию выбора дошкольного образования, что бы обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности : ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом основано детское экспериментирование, теоретической базой которого являются исследования Н. Н. Поддькова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования.
Программа «Почемучка» предназначена для детей старшего возраста.
Образовательная область, реализуемая программой.
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие».
Цель программы : развитие познавательной активности детей старшего возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
• Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
• Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
• О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
• О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
• О человеке: мои помощники – глаза,, уши,.
• О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.
• О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
• О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Структура проведения игры – эксперимента:
• Постановка, формулировка познавательной задачи.
• Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
• Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
• Проверка гипотезы.
• Проверка итогов, вывод.
• Фиксация результатов.
• Вопросы детей.
Ожидаемые результаты
• Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
• Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.
• Сформированность основ логического мышления.
• Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
• Сформированность коммуникативных навыков.
• Использование результатов в игровой деятельности.
Возраст детей участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на дошкольников старшей группы, срок реализации программы 1 года.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня. Длительность –20 минут.
Для организации познавательно – исследовательской деятельности необходим центр экспериментирования.
Основное оборудование лаборатории:
• приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги;
• красители: гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
• детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
• карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).
• индивидуальные карты для фиксации экспериментов.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
сентябрь
№ Объект Тема Цель Материал и
оборудование
1 предметы Мир предметов вокруг нас. Познакомить детей с разнообразием предметов, их особенностями, качеством, происхождением (естественные, искусственные, назначением; закрепить знания о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах; объяснить целесообразность изготовления предмета из определенного материала. Стеклянная ваза, пластмассовая лейка, железная машина, вата, книга, резиновый мячик, карта мира, картинки, иллюстрирующие происхождение предметов.
2 вода Вода и почва Закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям; развивать познавательные и поисковые способности; воспитывать любовь к природе. Стеклянные баночки с сухим плодородным слоем, песком, золой, мелкие камешки, растения, увеличительные стекла, карта-схема «круговорота воды в природе», глобус.
3 растение Может ли растение дышать? Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. (эксперимент проводится в течении недели)
Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
4 растение «На свету и в темноте» Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
октябрь
№ Объект Тема Цель Материал и
оборудование
1 земля «Из чего состоит земля?» Познакомить со свойствами песка, глины, торфа, мела в сравнении
Емкости с песком, глиной. мел.
2 растение «Зеленые фигурки» Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.
Черенки растения, чернозем, глина, песок.
3 песок
«Песочные часы» Определить цвет песка, структуры, влияние воды на песок. Как следствие свойства сыпучести познакомить с песочными часами.
Емкость с песком, водой, весы, песочные часы
4 растения, грибы Экологическая сказка «На лесной поляне».
Закрепить с детьми знания о жизни растений, названия съедобных и несъедобных грибов; учить отличать грибы по внешнему виду, знать места их произрастания.
Шапочки с изображением грибов, цветов; корзины.
ноябрь
№ Объект Тема Цель Материал и
оборудование
1 вода «Волшебни-
ца- вода» Выяснить, что вода не имеет запаха, вкуса, цвета, формы (принимает форму емкости, может растворять некоторые вещества.
Прозрачные емкости с водой, сосуды различной формы, соль, сахар, камешки, трубочки, масло растительное, краски, цветные карандаши.
2 вода Твердое -жидкое Формирование представлений о твердых веществах и жидкостях. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. Кусочки льда, камень (желательно с гранями, стакан молока, стакан воды (на каждую группу, тазик с водой, картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.
3 вода Нагревание-охлаждение
Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения. Картинки: Пятачок, холодильник, плита с дымящей кастрюлей. Символ (тепла)- солнце, символ (холода) – снежинки. Сахар, пробирки, спиртовка.
4 явления Для чего нужна зима?
Продолжить знакомить детей с явлениями природы зимой; учить находить сходства и различия с другими временами года; познакомить детей с периодом отдыха растений, длящимся с поздней осени до ранней весны.
Иллюстрации с изображением разных времен года, в том числе зимних пейзажей, зверей и птиц зимой, растений; карточки;кроссворд.
декабрь
№ Объект Тема Цель Материал и
оборудование
1 вода «Змей Горыныч о трех головах» Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар (т, ж, г). Развитие способностей к преобразованию.
Кусочки льда, емкость с горячей водой, картинки : Змей Горыныч, Иванушка и Настенька.
2 лед Лед-вода Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».
Лед в целлофановом пакетике, две картинки с изображением реки в зимний и летний период.
3 вода Снегурочка Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Развитие способностей к преобразованию. Картонные кружки : с изображением солнца, Деда Мороза. Картинки Дед Мороз и Снегурка, старик и старуха, горящий костер, облачка в небе, облачко в виде фигурки Снегурочки.
4 вода Лед-вода-пар Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменений воды. Символы: картонный синий квадрат – «лед»; белый кружок, с изображением волны и пузырьков – «вода»; облако, изображение Деда Мороза на фоне снежинок и желтого солнца на красном фоне.
Январь
№ Объект Тема Цель Материал и
оборудование
1 вода Выпаривание соли Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.
Картинки с изображением моря, реки, соленого озера; соль, пробирка, спиртовка.
2 вода Там на неведомых дорожках. Формирование представлений о конденсации воды- превращение пара в воду при охлаждении пара.
Вода в чайнике, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеек.
3 снег Почему идет снег? Рассмотреть свойства воды- переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот. Влияние внешних факторов на процесс перехода.
Вода, лед. Картинки: облако, снежинки, мишки.
4 воздух Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию.
Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.
Февраль
№ Объект Тема Цель Материал и
оборудование
1 воздух Воздух и его свойства Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. Надувные резиновые игрушки, тазик с водой. Картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.
2 воздух Воздух вокруг нас Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.
3 материал Водолаз Декарта Формирование преставлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.
Бутылка (объемом 1 л, кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка.
4 материал Плавание тел. Изготовление корабля. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы- скрепка, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода.
март
№ Объект Тема Цель Материал и
оборудование
1 Явления природы В начале весны Продолжать знакомить детей с явлениями природы в разные времена года, развивать зрительную память, речь, наблюдательность.
Репродукция картины В. К. Бялыницкого-Бирули «В начале весны»
2 Окружающий мир Термометр и температура Развитие способности ребенка концентрировать внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с разными видами термометров.
Термометры, чайные ложки, два стакана с горячей и холодной водой.
3 вещество
Свойства веществ
Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания.
Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.
4 вещество Строение веществ Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы.
Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5 кратного увеличения, два стакана с теплой водой, чайные ложки.
Апрель
№ Объект Тема Цель Материал и
оборудование
1 Природные явления Апрель с водой, май с травой Продолжать учить находить изменения в природе; учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Скворечники, игрушка- ласточка, силуэты деревьев.
2 магнит Притягиваются- не притягиваются Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия, магнит.
3 Электричество Волшебный шарик. Установить причину возникновения статического электричества.
Воздушные шары, шерстяная ткань.
4 Звук
Где живет эхо? Подвести к пониманию возникновения эха.
Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
май
№ Объект Тема Цель Материал и
оборудование
1 уши человека Что я слышу? Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Сформировать представления о характеристиках звука-громкости, длительности, развивать умение сравнивать разные звуки. Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т. д., схема строения уха человека.
2 глаза
человека Наши помощники – глаза. Познакомить со строением глаза.
Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.
3 бумага Мир бумаги Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой.
4 ткань
Мир ткани Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.
Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон, ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.
Диагностика
Характеристика уровней исследовательской активности старших дошкольников экспериментировании.
1-й уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская активность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу в полном объёме. Активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, охотно высказывают предположения по способам её решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические действия. направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью.
2-й уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют не всегда последовательно, нуждаются в эпизодической помощи или наводящей подсказке воспитателя. На помощь взрослого реагируют быстро, предпринимая нужные, оправданные поисковые действия. В случае затруднения переживают, огорчаются, но если воспитатель эмоционально поддерживает их, продолжают экспериментирование. Выражают удовлетворение от полученного результата. Инициативны, по поводу дальнейшего продолжения экспериментирования не проявляют.
3-й уровень (низкий). Дети включаются в ситуацию, но их активность быстро угасает. Совершают непоследовательные, хаотичные пробы. Постоянно обращаются за помощью к воспитателю, действуют по подражанию. Без помощи взрослого дети самостоятельно не достигают результата. Переводят экспериментальную ситуацию в игровую. На предложение взрослого участвовать в экспериментировании отвечают отрицательно.
В процессе наблюдений и ситуаций можно выделить две группы личностных проявлений исследовательской активности ребёнка в экспериментировании.
Эмоционально – личностные проявления выражаются в интересе ребёнка к экспериментированию, в предпочтении этого деятельности. Ребёнок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Неоднократно охотно возвращается к экспериментированию с полюбившимися объектами (вода, глина, бумага, магнит и т. д.).
Деятельно – личностные проявления выражаются в активности инициативности ребёнка. Ребёнок самостоятельно ставит цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы, предпринимает поисково-исследовательские действия, многократно пробует разные варианты решения, меняет направления поиска в зависимости от промежуточных результатов, соотносит результат с первоначальной целью.
Результат.
Высокий уровень исследовательской активности старших дошкольников лежит в диапазоне 12 – 15 баллов;
Средний уровень – 8 – 11 баллов;
Низкий уровень – 5 – 7 баллов.
Выводы
Ребёнок в дошкольном возрасте активно познаёт окружающий мир. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково– исследовательской деятельности.
Результаты работы показали, познавательно –экспериментальской деятельность оказывает влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент);
- развиваются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности, умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);
Расширяется кругозор детей, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т. д., о применении их человеком в своей деятельности.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздуха в воде, свойствах магнита. Используя в играх-занятиях приборы, оборудование, объекты неживой и неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов у детей повысился интерес к исследовательской деятельности. Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действий путём результатов. Знания, полученные в играх – экспериментах дети чаще стали использовать в различных видах деятельности.