Юлия Дементьева
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха.
Задачи:
- способствовать расширению знаний о воздухе;
- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительность, самостоятельность;
- способствовать установлению причинно-следственных связей на основе эксперимента, умению делать выводы;
- развивать навыки проведения опытов;
- стимулировать речевую активность;
-воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Волшебный воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Оборудование и материалы: на каждого ребенка-мини-лаборатория с набором необходимого инструментария (стакан с кипяченой водой, трубочка для коктейля, кусочки пластилина и разноцветные камешки, полиэтиленовые прозрачные пакеты на каждого ребенка, песочные часы, лоскут матерьяла для подвижной игры «Парашют», глобус, салфетки бумажные.
Ход НОД: «Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю Вам хорошо заниматься!
Слушать меня внимательно и ума набираться».
Предлагаю собраться на ковре полукругом. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать учёными и исследователями.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. А полученные результаты обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята, надо отгадать первую подсказку.
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны (глобус).
- А что такое глобус?
(Глобус – это модель Земли).
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше?
(Синего. Значит, что воды больше).
Сейчас, ребята, мы с вами будем отгадывать загадки, а отгадки размещать на магнитной доске.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней (снег).
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет (сосулька).
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем (роса).
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака).
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно (лед).
Все загадки отгадали, молодцы! Давайте мы немного разомнёмся и проведём физ. минутку:
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- Хорошо! Теперь я приглашаю вас в нашу мини- лабораторию.
Опыт 1. Поймай воздух»
Воспит. : Какие пакеты?
Дети: пустые, мятые.
Воспит. : Давайте вместе наполним пакеты (По показу дети ловят пакетами воздух, зажимают отверстие).
Воспит. : Какие стали пакеты?
Дети: упругие, надутые, полные.
Воспит. : На что стали похожи предметы? (на подушку) Чем наполнились пакеты?
Дети: пакет наполнился воздухом.
Воспит. : Ребята, а можно ли наполнить также пакеты в спальне, на улице, дома.
Дети отвевают, где ещё можно наполнить пакеты воздухом.
Делают вывод: Воздух есть везде - он вокруг нас.
Воспит. : Значит, воздух можно увидеть?
Дети: Нет, он невидимый
Воспит. : Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха – он невидимый и прозрачный.
- А сейчас, ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет (Воздух не имеет запаха).
Второй секрет воздуха – он не имеет запаха.
Воспит. : Давайте полижем воздух. Он имеет вкус?
Дети: Нет
Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Опыт № 2 Воздух внутри нас.
Воспит. : Ребята, возьмите из своей лаборатории стакан с водой и соломинку для коктейля. Давайте подуем через соломинку на ручку. Что вы почувствовали?
Дети: Движение воздуха - ветерок. А теперь подуйте через трубочку в стаканчик (детям предлагается подуть в стакан через соломинку вначале тихо, затем сильнее).
Воспит. : Что мы увидели в стакане? Как в воде образовались пузырьки?
Дети: Это пузырьки воздуха, которые мы выдыхаем.
Опыт № 3 с песочными часами.
Воспит. : Давайте попробуем не дышать, кто сколько сможет.
Делаем глубокий вдох, зажимаем нос пальцами и смотрим на песочные часы. Через несколько секунд воспитатель выдыхает: «Выдыхаем, ребята, невозможно больше терпеть».
Значит, для чего, прежде всего, нужен воздух?
Дети: Для дыхания.
Воспит. : А кто еще дышит?
Дети: животные, птицы, растения.
Воспит. : читает стихотворение
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Опыт № 4 с пластилином.
Воспит. : Ребята, я хочу познакомить вас с еще одним свойством воздуха.
Если опустить кусочки пластилина в воду, что произойдет?
Дети: предполагаемые ответы детей.
Воспит. : Давайте проверим (выполнение опыта индивидуально каждым ребенком). Смотрите, что происходит дальше. Пластилин поднимается на поверхность. Посмотрите, кусочки, которые всплывают – с пузырьками. Что это за пузырьки?
Вывод: воздух легче воды, поэтому пузырьки воздуха смогли поднять даже пластилин.
Ребята, попробуйте бросить камешки. Что с ними произошло? (Ответы детей)
Опыт № 5. Чем пахнет вода?
В: Дети, понюхайте чем пахнет вода в вашем стакане (Ответы детей- ничем)
А теперь я капну 1 каплю неизвестного вам вещества (валерьянку). Чем пахнет теперь вода?
Вывод: Вода пахнет тем веществом, которое в него добавили.
Воспит. : Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Парашют» (дети берутся за края квадратного полотнища и проговаривая стихотворные строки, «надувают» парашют).
Дружно мы все встали в круг
Будем делать парашют.
Друг за другом мы идем.
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Подведение итога занятия: Ребята, сегодня мы с вами были настоящими исследователями и я приготовила для вас сюрприз (угощение
сладостями). Дежурные по занятиям убирают мини-лаборатории.