Шоира Валдошова
Программа работы по самообразованию «Развитие математических представлений детей 5–6 лет посредством развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию: «Развитие математических представлений детей 5-6 лет посредством развивающих игр. Количество и счет».
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.» (А. Маркушевич)
Пояснительная записка
Публикация «Программа работы по самообразованию „Развитие математических представлений детей 5–6 лет посредством развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Одним из важнейших звеньев интеллектуального развития дошкольников является формирование математических представлений. Не стоит забывать, что математическое развитие является трудоёмким,длительным процессом для детей дошкольников. Чтобы не перегрузить ребенка информацией и не отбить желание, интереса к занятиям математикой нам педагогам на помощь приходят игры. Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Посредством игры дети быстрее воспринимают окружающий мир, развивается любознательность, обогащается математическое представление. Посредством игры дети легко обучаются азами математической науки.
Счет, по определению А. В. Белошистой, это «действие по значению глагола «считать»; вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел».
В сочинениях основоположника научной педагогики К. Д. Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, веточках и т. д. Считать следует учить назад и вперед так, чтобы дети с одинаковой легкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы.
Счет – первая и основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств.
Этап формирования счетной деятельности у детей 5-го года жизни охарактеризовала А. М. Леушина – ознакомление детей с образованием чисел (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по три, четыре и т. д.). Дети на данном этапе учатся считать предметы, пользуясь словами-числительными, сначала в пределах пяти, а уже позднее (5-6 лет) усваивают счет (прямой и обратный) и в пределах 10.
Е. В. Колесникова отмечает, что «в ходе упражнений по количественному сравнению групп предметов педагог показывает детям разные способы обозначения какого-либо количества».
По мнению Л. И. Плаксина «…обучение детей 5-го года жизни умению отсчитывать, выкладывать или приносить определенное количество предметов надо сначала проводить по образцу, и только затем – по названному числу.»
Исходя из выше изложенному можно сделать вывод что, все авторы отмечают важное значение формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
Формирование математических способностей вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических способностей будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда усваивается и запоминается ребенком. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям федерального государственного стандарта.
Цель:
Развитие элементарных математических представлений у детей 5-6 лет посредством использования развивающих игр в различных видах деятельности.
Задачи:
• Повысит собственный уровень знаний путем изучения научно- теоретического материала и диагностических методик в рамках развития математических представлениях детей 5-6 лет;
• Разработать дидактические материалы;
• Разработка, апробация и использование психолого-педагогических технологий, направленных на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста;
• Использовать развивающие математические игры для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.
• Обогатить предметно-развивающую среду группы;
• Обеспечение развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с родителями.
Этапы изучения темы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия «развивающие математические игры способствующие развитию элементарных математических представлений детей 5-6 лет»
3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития математических представлений у дошкольников.
4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Список изучаемой литературы:
1. В. П. Новикова «Математика в старшей группе», программа «От рождения дошколы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, А.
2. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений удетей дошкольного возраста».
3. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. - М., 1993
4. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г. -32 с.
5. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с
6 Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1989
7 Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей
дошкольного возраста: Учеб. пос. - М., 1974
8 Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие /
Сост. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р. Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. -
СПб: Детство-Пресс, 2000.
9 Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у
дошкольников элементарных математических представлений. - 2-е изд., доп. -
М., 1985
10 Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста.
Использование игровых методов при формировании у дошкольников
математических представлений". - Л. : 1990г. стр. 47-62.
11 Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка: Практическ. курс математики для дошкольников. - М., 2001
12 Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М. ,199
Ожидаемый результат:
1. Повышение своего теоретического познания в области математики;
2. Разработка и апробирование игровых материалов;
3. Оформление центра познавательного развития;
Направление работы по самообразованию
Раздел 1. Информационный блок
1. Изучение и анализ научно-методической литературы. В течение года
2. Обзор информации в интернете - В течение года
3. Знакомство с ППО по теме - В течение года
4. Анализ опыта коллег по теме - В течение года
Раздел 2. Технологический блок
1. Определение целей и задач - Сентябрь
2. Разработка перспективного плана с использованием метода проектов - Октябрь
3. Разработка конспектов - В течение года
4. Разработка материала для консультаций с педагогами и родителями картотека консультаций для педагогов и родителей
Памятки, рекомендации, буклеты.
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
1. Участие в конференциях, семинарах. Педагогических советах, семинарах практикумов доклады, презентации по теме «Развитие математических представлений детей 5-6 лет посредством развивающих игр. Количество и счет»
2. Публикации статей,материалов в научно-педагогических изданиях в том числе сети интернет Анализ работы по теме методические материалы, статьи, презентации
3. Анализ работы по теме Представление методических пособий
Картотека дидактических игр и упражнений по теме.
Лэпбук «Веселая математика»
4. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДОУ. портфолио воспитателя