Ризида Фарадисовна Хакимзянова
Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Благодаря речи осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне речи немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, речь становится основным механизмом их мышления. («Большой психологический словарь» - под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко; Издательство - Санкт-Петербург «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2008год).
Публикация «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр, Отчёт по самообразованию» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2016
По результатам итоговой диагностики в 2014 – 2015 учебном году у детей первой младшей группы (которые теперь являются нашими воспитанниками) были выявлено, что речевая деятельность требует к себе внимания со стороны взрослых.
Это выразилось (согласно диагностике Ксении Люциановны Печоры из пособия «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» (издательства «Просвещения», 1986 года):
- в том, что активная грамматическая речь у 7 детей группы по своему развитию ниже нормы (из 18 имеющихся в группе дошкольников, т. е. они не говорят предложениями, в которых более чем 3 слова;
- а также в том, что 5 детей не задают в ходе общения с окружающими вопросы, такие как: где? куда? почему? когда?
Естественно, при переходе в новую группу к незнакомым педагогам можно было предположить, что эти показатели ещё немного снизятся.
В связи с чем в работе с детьми второй младшей группы в 2015 – 2016 учебном году было определено направление работы.
В методологическую основу легли идеи автора методического пособия «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» Музы Михайловны Алексеевой и Валентины Ивановны Яшиной.
Была намечена
цель работы:
развитие речи посредством организации игровых упражнений и развивающих игр с детьми дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены
задачи:
- способствовать развитию речи через привлечение младших дошкольников к участию в игровых упражнениях и играх разного плана (пальчиковых, речевых, коммуникативных, подвижных и настольных дидактических);
- мотивировать к включению младших дошкольников в игровую деятельность для развития речи;
- пополнить картотеки пальчиковыми, речевыми, коммуникативными и подвижными играми;
- в процессе взаимодействия между детьми в игровой деятельности способствовать повышению речевой активности;
- расширить кругозор родителей об особенностях развития речи младших дошкольников.
Поставленные задачи решались при выполнении определённых условий:
- подбор игровых упражнений и развивающих игр осуществлялся в соответствии с возрастом и индивидуальным уровнем развития младших дошкольников;
- игровые упражнения и развивающие игры использовались целесообразно и систематически в совместной и самостоятельной деятельности;
- для эффективной организации работы регулярно обогащалась соответствующая предметно-развивающая среда;
- осуществлялось просвещение родителей в данном направлении.
Для решения поставленных задач была организована система работы.
В начале 2015 – 2016 учебного года была проведена диагностика с целью выявления реального уровня развития речи у детей второй младшей группы.
Детям были предложены задания, позволяющие оценить уровень сформированности словаря. Была использована диагностика по методике обследования О. С. Струниной (из методического пособия «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста» - Л. А. Ухиной).
На начало учебного года у дошкольников второй младшей группы были выявлены следующие показатели:
высокий уровень – 0%;
средний уровень – 45%;
низкий уровень – 55%.
Вся дальнейшая работа была направлена на повышение уровня развития речи в процессе использования игровых упражнений и развивающих игр.
Содержание работы
включает в себя целенаправленное и систематическое использование игровых упражнений и развивающих игр для развития речи.
Был разработан Перспективный план, работа по которому велась
по направлениям:
[/b]
Для работы с детьми
разрабатывался Перспективный план внедрения игр по развитию речи в совместную и самостоятельную деятельность.
Игры вводились постепенно и целенаправленно: сначала пальчиковые игры и скороговорки, к ним постепенно были добавлены подвижные игры словесного плана, затем дыхательные упражнения и речевые игры, позже – усиленное внимание дошкольников было привлечено к настольным дидактическим играм, и ближе к концу года стали внедряться коммуникативные игры.
Вся намеченная работа способствовала существенному
пополнению развивающей среды
, а именно обогатились картотеки:
- пальчиковых игр;
- подвижных игр;
- физминуток (со словесным содержанием);
- дыхательных упражнений;
- речевых игр;
- коммуникативных игр.
Была организована работа с дошкольниками по изучению скороговорок.
Для лучшего запоминания пальчиковых игр было оформлено пособие «Иллюстрированные пальчиковые игры».
Настольные дидактические игры и пособия для развития речи в работе с дошкольниками использовались целесообразно и систематически сначала в совместной, а затем и самостоятельной деятельности.
В работе с воспитанниками были использованы различные
методы:
- словесные
(проговаривание пальчиковых игр и скороговорок, словесное оговаривание полученного результата после сбора карточек в настольных дидактических играх);
- наглядные
(использование иллюстраций при работе со скороговорками и пальчиковыми играми, множественные иллюстрации в настольных дидактических играх, показ движений рук и пальцев в процессе проговаривания пальчиковых игр);
- практические
(игры пальчиками; работа с настольными дидактическими играми и пособиями; подготовка выступлений воспитанников для утренников).
В ходе работы было организовано и
просвещение родителей
по данному направлению:
- были представлены консультации: «Особенности развития речи младших дошкольников», «Речевая деятельность в условиях семьи»;
Исходя из того, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук и присоединяясь к мнению В. А. Сухомлинского, утверждающего что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
- был организован групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников» - с целью обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы по данному направлению (результатом конкурса стало появление в нашей группе 7-ми новых игр и пособий:
- игра «Развивалочка»,
- пособие «Куб-плетёнка»,
- игра «Сильные пальчики»,
- скатерть «Умелые ручки», публикация о которой на Международном образовательном портале «Маам. ру» была удостоена победного 1 места – и отмечена дипломом победителя,
- пособия (двух видов) «Учимся вышивать»,
- пособие «Игры с жетонами»,
- пособие «Игры с прищепками»
(- часть продуктов творчества участников группового конкурса была представлена на краевой Ярмарке-выставке педагогических инноваций дошкольного образования).
Естественно, каждая семья – участница группового конкурса (а таких семей было 12) была награждена дипломом.
- проведено родительское собрание в форме брейн-ринга «Речевые игры дошкольников» с целью ознакомления родителей с одним из видов деятельности дошкольников – речевой.
В ходе проведения собрания были решены задачи:
- обращено внимание родителей на речевую деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями;
- родители познакомились с условиями, от которых зависит успешное речевое развитие детей;
- посредством организации брейн-ринга (соревновательного проигрывания дидактических игр) родители познакомились с содержанием развивающей предметно-пространственной среды группы, способствующей развитию и обогащению речи воспитанников.
Благодаря последовательной целенаправленной систематической работе по вышеобозначенному направлению были выявлены положительные изменения.
По результатам диагностики (детям были предложены задания, аналогичные тем, что использовались в начале учебного года) выявлены следующие показатели:
высокий уровень – 5%;
средний уровень – 65%;
низкий уровень –35%.
Хочется отметить, что организуемая в данном направлении работа способствует формированию у дошкольников следующих
целевых ориентиров:
- хорошее владение устной речью;
- умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- умение построить речевое высказывание в ситуации общения;
- развитие крупной и мелкой моторики.