Елена Богданова
Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать +Заказ
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения. Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.
Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию.
Публикация «Аналитический отчет „Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. А одна из задач, которые ставит ФГОС ДО предполагает развитие у детей интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности (пункт 1.6.6).
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях (пункт 2.6).
К целевым ориентирам, которые позволяют оценить достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования, относятся следующие характеристики: ребенок проявляет любознательность; задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (пункт 4.6).
Согласно ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (пункт 1.4.7). В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра (пункт 1.2.4). Игра – естественный способ развития ребенка. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознавать происходящее вокруг. Все игры удовлетворяют потребность детей в познании окружающего.
Меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в развитии элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Таким образом, тема моей работы в межаттестационный период стала: «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр».
Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр.
Задачи:
• изучать педагогическую и методическую литературу по теме;
• обогащать и преобразовывать предметно – пространственную среду в соответствии с новыми требованиями;
• разработать и реализовать систему мероприятий, направленную на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр;
• развивать познавательный интерес, интеллектуальное развитие детей;
• развивать интеллектуально – творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;
• развивать активность и инициативность детей.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня развития элементарных математических представлений у дошкольников, активизируют их познавательную деятельность.
Объект - математические представления у дошкольников.
Предмет - дидактические игры для развития элементарных математических представлений у дошкольников.
Методика работы по развитию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Для этого образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. А в развитии этих навыков ребенку помогают близкие ему люди: родители и педагоги.
Основными направлениями совершенствования педагогической работы для меня являлись:
• широкое использование дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию элементарных математических представлений;
• системность в применении дидактических игр для развития элементарных математических представлений у дошкольников;
• активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребенка путем проведения совместных мероприятий, консультаций, мастер-классов.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. В работе я использовала следующие технологии:
• игровая технология интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В. В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.
Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются следующие дидактические игры:
• игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
• дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.
• кубики и квадраты Никитина, благодаря которым у детей хорошо развивается способности к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым в любой интеллектуальной деятельности;
• игры – головоломки, или геометрические конструкторы («Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Сердечко». Эти игры способствуют развитию пространственных представлений, конструктивного мышления, творческой инициативы и сообразительности.
В результате освоения практических действий дети познавали свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических фигур.
Главная особенность дидактических игр в том, что задания предлагались детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулировалось как цель, т. е. развитие элементарных математических представлений – то, ради чего я, как воспитатель, организовала игру. В процессе проведения игр я выступала в роли советчика, помощника в правильном выборе и, обязательно, старалась поддерживать детскую инициативу и самостоятельности. Использование этих игр не только расширяли знания дошкольников, но и закрепляли представления детей о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.
Игры я размещала в математическом уголке «Развивай-ка». Оборудовав уголок я преследовала решение двух задач: во-первых, целенаправленное формирование у детей интереса к математике, а во-вторых, воспитание у детей потребности занимать свое свободнее время не только развлекательными, но и требующими интеллектуального усилия играми. Весь материал, помещенный в математическом уголке «Развивай-ка» постепенно накапливала и систематизировала. Чтобы игры постоянно вызывали интерес, я периодически их заменяла новыми.
Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закреплять количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Для этого я использовала потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, математические сказки. Все это разместила в альбом «Математическая копилка». (Приложение 1)
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Также предлагала детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее часто используют считалки (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Они несут познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Считалки - числовки применяла для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогало не только развивать память, но и способствовало выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагала считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
С помощью математических сказок дети легче устанавливали временные отношения, учились порядковому и количественному счету, определяли пространственное расположение предметов. Математические сказки помогали запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывали любознательность, развили память, инициативность, учили импровизации.
Также изготовила практическое пособие «Волшебный квадрат» с различными игровыми заданиями, влияющими на приемы мышления (анализ, синтез, классификацию, внимание, память, восприятие. Гладкая поверхность пособия дает возможность играть в «Волшебный квадрат» бесконечно, а использование объемных и плоскостных наклеек позволяло развивать тактильные ощущения детей и мелкую моторику рук.
Подобрала и использовала картотеку дидактических игр, способствующих формированию у дошкольников способности понимать и прослеживать причинно-следственные связи, развивать умения рассуждать и выстраивать простейшие умозаключения. Дидактические игры я разделила на несколько групп:
1. игры с цифрами и числами;
2. игры – путешествия во времени;
3. игры на ориентировку в пространстве;
4. игры с геометрическими фигурами.
Первая группа игр направлена на обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный персонаж, знакомила детей с образованием чисел, путем сравнивая равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, как «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Исправь ошибку» учила детей свободно оперировать числами в пределах 5 (10). В проведении некоторых игр использовала мяч, например, «Считай, не ошибись!» Разнообразие дидактических игр, используемым во время образовательной деятельности и в свободное время, помогало детям усвоить программный материал.
«Игры – путешествия во времени» - это группа математических игр, которые я использовала для знакомства и закрепления детьми дней недели. Дети с довольствием играли в игру «Живая неделька» и «Неправильная неделька», где дети выстраивали гномиков по порядку, согласно цвету их колпачка, размеру и порядковому номеру. В дальнейшем использовала другие дидактические игры на закрепление названий дней недели, названий месяцев и их последовательность.
Игры третьей группы мною были направлены на расширение и закрепление в процессе всех видов деятельности пространственных представлений: слева, справа, вверху, сзади, далеко, близко. При помощи дидактических игр «Найди игрушку», «Художники» дети овладевали умением определять словом положение того или иного предмета по отношении к другому. Вместе с этими, использовала ряд других игр, постепенно усложняя содержание которых, исходя из возможностей детей.
Дидактические игры четвертой группы использовала для закреплений знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения детей. Часто, проводя игры данной группы, дети делились на команды в соответствии с уровнем их умений и навыков, например, в играх «Геометрическая мозаика», «Посмотри вокруг». Также использовала счетные палочки, разноцветные ленточки для составления геометрических фигур. (Приложение 3)
Разработала и реализовала перспективное планирование дидактических игр по организации совместной деятельности, направленное на развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. При отборе игр главное внимание обращала на степень трудности игровых правил и действий, при выполнении которых дети проявляли умственные и волевые усилия. (Приложение 2)
Создала и оформила мультимедийные презентации, дидактические материалы и пособия, что способствовало лучшему зрительному восприятию материала и развитию познавательного интереса у дошкольников. (Приложение 4)
Организовала ряд мероприятий с детьми, среди которых математическая олимпиада «Путешествие в страну Математика», направленная на выявление знаний детей, умения применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Провела математические развлечения «Загадки царицы Наук», «Ярмарка идей», направленные на развитие мышления путем классификации предметов по разным признакам, развитие гибкости и оригинальности решения. КВН «Лабиринты цифр» на закрепление и применение полученных знаний детей, повышение умственной активности. (Приложение 5)
Решая одну из задач ФОГОС ДО (п. 1.6.9, для обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, провела ряд консультаций «Учимся развивать логику», «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Зачем детям математика?» и др. (Приложение 6)
Провела мастер-класс по теме «Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками» с целью оказания информационной помощи по развитию логического мышления детей в детском саду и дома.
Организовала «Математическую гостиную», где по четвергам каждые две недели кто-то из родителей, вместе с детьми приносили из дома свою любимую дидактическую игру и знакомили с ней детей, после чего дружно играли все вместе в эту игру. Целых две недели игра находилась в группе и все желающие в свободное время могли поиграть в нее, после чего ее возвращали владельцу. Таким образом, каждой семье воспитанников предоставлялась возможность «презентации» своей любимой игры. В результате дети группы в течение учебного года имели возможность значительно расширить свой игровой опыт, а родители могли поделиться опытом по использованию интеллектуальных игр для развития логического мышления и элементарных математических представлений.
Провела совместные мероприятия: «Умники и Умницы», «Мама, папа, я – самая Умная семья!», что содействовало вовлечению семей в образовательную деятельность. Внедрение активных форм работы с семьей способствовало установлению доверительных отношений с семьями воспитанников и повышению активности: 76 % родителей являлись активными участниками в проведении совместных мероприятий. (Приложение 6)
С целью повышения педагогической компетенции по развитию математических представлений у детей и повышению мотивации к использованию дидактических игр провела деловую игру «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». Разработала методические рекомендации по теме: «Использование дидактических игр для развития у детей элементарных математических представлений» и представила опыт работы на «Фестивале педагогических идей».
Для того, чтобы проверить эффективность работы, был проведен мониторинг развития элементарных математических представлений в каждой возрастной группе. В результате проведенной работы наблюдалась положительная динамика уровня развития математических представлений.
Результаты диагностики показывают стабильность и эффективность педагогической деятельности на протяжении межаттестационного периода.
Благодарю за внимание!