Гульнара Курманова
Программа по обучению чтению в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по обучению чтению в старшей группе
Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитателю, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития". Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
Публикация «Программа по обучению чтению в старшей группе» размещена в разделах
В отечественной и зарубежной литературе описан факт "языковой одаренности" детей 5-6 лет. Этот возраст - время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя учитывать при обучении грамоте.
По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат.
Психологи заметили, что именно у детей в возрасте 5-6 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Однако, “Программа обучения и воспитания” в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому обучение грамоте целесообразно организовать на кружковых занятиях. Этому также способствуют просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения с большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
В своей педагогической деятельности мы опираемся на опыт работы Колесниковой Е. В. по формированию математических представлений у дошкольников, Жуковой Н. С. по обучению чтению и развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.
Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (т. е., от простого к сложному). Организация обучения продумана таким образом, что: обеспечивается познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, каждый ребенок мог участвовать в процессе выполнения заданий, используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваиваются, а позднее охотно и активно используются в самостоятельной деятельности. Дети играют в дидактические игры с буквами, со словами; читают книжки, отгадывают кроссворды, схемы, решают ребусы.
Большое место в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.
На занятиях по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления.
В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму.
Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.
Цель программы : подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Задачи.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:
подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов "звук" и "слово".
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.
Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Обучение чтению.
Формирование первоначальных навыков письма.
1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка
Задачи.
Дать представление о звуках русского языка.
Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
Показать детям связь звука с буквой.
Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами:
А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н, С-3, Ш-Ж, Д-Т, К-Г, Б-П, В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц, Й, И, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ.
Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников
Задачи.
Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
Учить детей определять позицию звука в слове.
Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Порядок звукобуквенного анализа слова:
- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т. д.);
- называние изолированного звука;
- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
- обозначение звука соответствующей фишкой;
- "чтение" по "записи" (по фишкам);
- обозначение звука буквой;
- определение количества слогов.
Раздел 3. Обучение чтению
Задачи.
Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов : делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма
Задачи.
Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
Развитие мелкой моторики рук.
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т. д.).
Планирование предпологает проведение занятий в следующей последовательности:
старшая группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 20-25 минут;
подготовительная группа 2 занятия в неделю; продолжительность - 25-30 минут;
Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.
Перспективный план подготовительного этапа.
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Занятие № 1 Задачи:
1. Познакомить детей с терминами "слово" и "звук".
2. Учить интонационному выделению в словах звука "ш" (сравнить его с "песенкой ветра").
3. Учить называть слова со звуком "ш". 1. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
2. Учить произносить слова с интонационным выделение звуков «с» и «сь».
3. Воспитывать речевое внимание детей и их фонетический слух. 1. Определять наличие звуков в слове.
2. Упражнять детей в выделении звука протяжным и подчеркнутым произнесением.
3. Называть слова с заданным звуком.
Занятие № 2 Задачи:
1. Закрепление знаний о слове и звуке.
2. Учить вслушиваться в произносимые слова и звуки.
3. Учить детей интонационно выделять в словах звук "ж" (сравнить его
с "песенкой жука").
4. Называть слова со звуком "ж". 1. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки «з» и «зь».
2. Учить называть слова с заданным звуком.
3. Учить вслушиваться в сходные по звучанию слова.
1. Упражнять детей в выделении данного звука, расположенного в разных позициях (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать учить определять первый звук в слове.
3. Учить определять часто встречающийся звук в стихотворении.
Занятие № 3 Задачи:
1. Дать знания о том, что слова звучат по-разному (миш-шка, ж-жук, з – звонок).
2. Учить детей слышать в словах разные звуки.
3. Учить детей выделять звуки протяжным (длительным) произнесением «ш», «ж» и «з». 1. Дать знания детям о первом звуке слова.
2. Учить интонационно, выделять первые звуки.
3. Учить внимательно, слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
1. Учить детей сравнивать слова по звучанию.
2. Закреплять умения определять, называть и инто-национно выделять первый звук в слове.
3. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
4. Приучать внимательно, слушать стихотворения, находить и исправлять ошибки в нём.
Занятие № 4 Задачи:
1. Продолжать закреплять знания детей о звуке и слове.
2. Дать знания о том, что одни звуки можно протянуть, а другие произносить громко и подчеркнуто (дом, лодка, огород).
3. Учить детей выделять предложенный звук громким, подчеркнутым произнесением.
4. Учить находить часто встречающийся звук в стихотворении. 1. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие согласные «н» «нь».
2. Подбирать слова со звуками «н» и «нь».
3. Учить определять первый звук в слове.
4. Развивать фонематический слух.
1. Игра “Собери в корзину
“вкусные слова””.
2. Игра “Найди пару”.
3. Игра “Живые звуки”.
4. Игра ”Зоопарк”.
Перспективный план работы основного этапа
по формированию элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма
Темы занятий:
январь 1. Знакомство с гласными звуками и буквами А, О, У, Ы, Э. Понятие "гласный звук".
2. Определение первого звука в слове.
3. Практическая работа в альбоме: рисование линий в заданном направлении.
февраль 1. Знакомство с согласными звуками и буквами Р, Л, М, Н. Понятие "согласный звук".
2. Определение первого и последнего звука в слове.
3. Практическая работа: рисование элементов букв.
март 1. Слогообразование и закрепление букв.
2. Определение гласного (согласного) звука в словах и в словосочетаниях: ум, он, ура, она, мал, ром, мур, мы.
3. Практическая работа: "письмо" букв по точкам, дорисовывание недостающих элементов.
апрель 1. Составление слогов из предложенных букв. Чтение слогов с пройденными буквами.
2. Знакомство со схемой слова Определение позиции гласного звука в слове и обозначение его буквой в схеме слова.
3. Практическая работа: рисование полуовалов, черточки, волнистой линии. "Письмо" полубуковки.
май 1. Составление словосочетаний: он, она, оно, ум, мы.
2. Чтение слов с пройденными буквами.
3. Определение позиции согласного звука в слове и обозначение его буквой в схеме.
4. Практическая работа: печатание буквы по образцу, рисование элементов букв.