Оксана Налимова
Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму
Разработал: Воспитатель МКДОУ «Детский сад п. Кедровый»
Налимова Оксана Айяровна
Тема занятия: «Звук и буква [Д]»
Группа, возраст детей: старшая (5 – 6 лет).
Цель: ознакомление со звуком и буквой Д.
Задачи:
Обучающие:
• учить характеризовать звук [Д] по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать слоги;
Публикация «Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы „Звук [Д] и буква „Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• упражнять в выделении звука [Д] в начале и середине слов;
• закрепить понятия: слог, слово, предложение;
• совершенствовать умения выкладывания схемы предложения.
Воспитывающие:
• воспитывать умение внимательно слушать педагога, последовательно выполнять поставленные задачи.
Развивающие:
• развивать у детей фонематические процессы (фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления);
• развивать графические умения.
Форма организации деятельности: фронтальная.
Словарная работа: звук, согласный звук, гласный звук, слог, слово, предложение, буква.
Продолжительность занятия: 25 мин.
Оборудование: магнитная доска.
Демонстрационный материал: предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Д].
Раздаточный материал: карточки с изображением букв, пунктирные прописи, бумажные полоски для выкладывания схемы предложения, цветные прямоугольники для выкладывания схемы слова.
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап.
Педагог: Ребята, предлагаю вам загадки, а отгадки подскажут нам тему сегодняшнего занятия.
Вот огромный шумный мир,
В нём четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остеклённые балконы. (Дом)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел)
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)
У Лукоморья он один –
Зеленый, крепкий исполин.
Царя деревьев лесоруб
Всегда обходит. Это - … (дуб).
2. Определение темы занятия.
Педагог: Итак, наши отгадки: Дом, дятел, дым, дуб.
Какой 1-ый звук в этих словах?
Дети: - звук [Д].
Педагог: - сегодня мы познакомимся со звуком [Д].
3. Артикуляционная гимнастика.
Проговаривание чистоговорки.
Да-да-да – бежит вода.
Ду-ду-ду – тебя найду.
До-до-до – звучит гудок.
Ды-ды-ды – цветут сады.
Наш язычок размялся и готов к работе.
4. Формирование акустико-артикуляционного образа звука
Педагог: - Произнесите звук [Д].
Хоровое и индивидуальное произнесение звука [Д].
Ребята, вы заметили, что когда мы произносим звук [Д,] губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. А это значит, звук [Д] – согласный. Фишкой какого цвета мы будем его обозначать?
Послушайте, как твердо я произношу звук [Д]: Д-д-д.
Звук [Д] — согласный, твердый, будем его обозначать синим цветом.
Далее педагог предлагает детям приложить руку к горлу. Горлышко звенит, значит звук [Д] - глухой.
Несколько детей по просьбе педагога повторяют полную характеристику звука [Д].
5. Связь звука и буквы
Знакомство с буквой Д. Показ буквы.
Задание: «Написать» букву Д в воздухе, а затем на столе пальчиком.
Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Д.
Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.
Дело в том, мои друзья,
Что без Д никак нельзя.
Дима, Даша и друзья,
Построить дом без Д нельзя!
Задание: Один ребенок находит букву Д среди других букв алфавита у доски.
Графическое задание
Педагог раздаёт детям карточки с изображением букв.
Инструкция: «1. Найдите букву Д на карточке. Обведите все буквы Д синим карандашом. Сосчитайте, сколько букв Д. Буква Д — согласная.
2. Найдите другие согласные буквы, обведите их синим карандашом.
3. Найдите гласные буквы, обведите их красным карандашом».
После каждого из трёх этапов задания, педагог анализирует с детьми результаты его выполнения.
6. Развитие фонематического слуха
Игра «Хлопай, не зевай!»
Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слог со звуком [Д], в ряду других слогов: да, му, ко, та, до, мы, ту, ду, по, да, ды, ка, ду и т. д.
7. Анализ звукового состава в слогах
Педагог произносит утрированно слог ДА.
Совместно с детьми производит анализ данного слога.
ДА - сколько звуков вы слышите? (2 звука).
Назовите первый звук - [Д]
Назовите второй звук. – [А]
Игра «Живые слоги».
Двое детей выходят к доске и изображают «живые слоги»: педагог сообщает, кто из них каким будет звуком, дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.
Педагог (ставит детей рядом и называет получившийся слог):
Это слог ДА.
- Серёжа у нас какой звук? (Звук А)
- А Настя у нас какой звук? (Звук Д)
Аналогично проводится звуковой анализ слога ДУ (выходят другие дети).
Динамическая пауза. Физкультминутка
«По дорожке, по дорожке»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И назад пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
8. Определение места звука [Д] в словах
Педагог прикрепляет на магнитную доску картинки:
Дыня, дом, посуда, дуб, подарок, карандаши, подушка, вода, дождь, радуга.
Педагог: - Сколько картинок, в названии которых звук [Д] в начале слова?
Дети: - четыре.
Педагог: - Назовите какие?
Дети: - Дыня, дом, дуб, дождь.
Педагог: - Сколько картинок, в названии которых звук [Д] в середине слова?
Дети: - шесть.
Педагог: - Назовите какие?
Дети: - Посуда, подарок, карандаши, подушка, радуга.
9. Выкладывание схемы предложения
Педагог: отгадайте, что я загадала.
Растут в лесу. У них есть: корни, ствол, ветки, листья, а плоды называются жёлуди.
Дети: - Дубы.
Педагог: - Придумайте предложение из 4-х слов, чтобы в нём было слово «дубы».
Дети: - Дубы растут в лесу.
Педагог: - Какое 1-е слово?
Дети: - Дубы.
Педагог: - Какое 2-е слово?
Дети: - Растут.
Педагог: - Какое 3-е слово?
Дети: - В.
Педагог: - Какое 4-е слово?
Дети: - Лесу.
Педагог: Сколько слов в предложении?
Дети: - Четыре слова.
Педагог: - Назовите слово-действие?
Дети: - Растут.
Педагог: - Какое маленькое слово в предложении?
Дети: - В.
Педагог:- Маленькое слово В – это предлог.
Педагог: - Выложите схему предложения. А Максим будет работать у доски.
Педагог: - Посмотрите на доску и проверьте у вас так?
Далее педагог показывает слова не по порядку. Дети их называют.
Педагог: - В составе какого слова в этом предложении есть звук [Д]?
Дети: - Дубы.
Педагог: - Где мы слышим в слове ДУБЫ звук [Д]: в начале, в середине, в конце?
Дети: - В слове дубы мы слышим звук [Д] в начале слова.
Педагог: - Какого цвета нужно взять прямоугольник, чтобы обозначить звук [Д]?
Дети: - Прямоугольник синего цвета.
Педагог: - Возьмите прямоугольник и положите в начало слова.
А теперь давайте выложим схему слова ДУБЫ полностью.
Рефлексия: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются на звук [Д].
Ребята, вы хотите научиться красиво и правильно писать букву Д? Для каждого из вас я подготовила занимательные прописи. Посмотрите, тут интересные задания. Мы с вами будем их выполнять в свободное от занятий время. Их можно взять домой и выполнить с мамой, папой, бабушкой или дедушкой, старшими детьми в семье.